Основные богословские идеи «эсхатологической» Священнической традиции, воспринятые христианством
Священническая традиция выразила на своем литургическом, то есть храмово-богослужебном языке идеи, которые станут базовыми для всего христианского богословия. Впоследствии, в процессе «конвертирования» литургической системы понятий в логическую, заимствованную из греческой философии, христианское богословие будет постоянно сталкиваться с проблемой «непереводимости» одних категорий в другие: взаимно-однозначного соответствия между ними провести будет нельзя. Но можно будет сделать другое: заново описать ту же самую реальность так, чтобы сохранить максимум преемственности в языке. Нам еще не раз придется говорить об этой проблеме подробнее, сейчас же ограничимся обзором двух концепций, получивших развитие в рамках Священнической традиции и воспринятых первоначальным христианством.
Необходимо оговориться, что таких концепций выявлено немало и все они пока крайне плохо изучены, хотя уже известно, что в данном концептуальном ряду было впервые выражено фундаментальное, с точки зрения истории религий, представление о Боге, а именно, строгий монотеизм перестал мыслиться препятствием для множественности, как бы мы сказали сейчас, «субъектов» в Боге. Когда-то ученые думали, что в сочетании единственности и множественности (троичности) Бога заключалась богословская инновация христианства.
Но уже с 1960-х гг. и окончательно в 1980-е гг. стало ясно, что христианство тут всего лишь продолжило какую-то из иудейских дохристианских богословских традиций (разумеется, самому христианству это было ясно всегда: общим местом в патристике были ссылки на преобразование троичного богословия в Ветхом Завете). Тем не менее, небывалые успехи современной науки в области изучения истории монотеистических концепций в иудейском мире приводят нас, прежде всего, к пониманию того факта, что неизвестного в этой области пока что гораздо больше, чем известного. Поэтому те две концепции, которые мы сейчас кратко обсудим, выбраны лишь по двум критериям: их, сравнительно, лучшей изученности и их особой важности для будущего богословия христианской Церкви.
Библиография: ]. Е. FOSSUM, The Name of God and the Angel of the Lord: Samaritan and Jewish Concepts of Intermediation and the Origin of Gnosticism (Tiibingen, 1985) (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament, 36); L. W. HURTADO, One God, One Lord. Early Christian Devotion and Ancient Jewish Monotheism (Philadelphia, 1988); IDEM, Lord Jesus Christ: Devotion to Jesus in Earliest Christianity (Grand Rapids, MI, 2003).