Рассказ о Рождестве Богородицы и Ее детстве —”Рождество Мариино”, или “Протоевангелие Иакова” — действительно подлинный древний рассказ, на который опираются все святые отцы, когда пишут о Богоматери. Особое избрание Богоматери. Она ничем не согрешила, и поэтому удостоилась стать Матерью Бога. Различие между безгрешностью и спасением, которое есть обожение и такая же невозможность согрешить, какая присуща Самому Богу. Все христиане по плоти усыновляются Божией Матери через причастие плоти Христовой и получают то же избрание, какое имела Богородица.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем праздник Рождества Богородицы. Как мы сегодня слышали в проповеди святого Григория Паламы на этот день, это первый большой праздник церковного года, т.е. этим праздником мы начинаем и весь церковный год. Что для нас означает этот праздник, и что за событие сегодня празднуется? Об этом нам говорит один древний рассказ, который называется “Рождество Мариино”. В XVII веке ученые, не зная его подлинного названия,стали его называть “Протоевангелие Иакова”, потому что повествование там ведется от лица Иакова, брата Господня. Cовременные протестантствующие богословы говорят, что это апокриф, не вошедший в Новый Завет, — этот рассказ о том, как Иоаким и Анна просили себе чадо и получили его, и о том, как было введение Богородицы во храм; и вот, на основании апокрифа существуют два церковных праздника. Все, что говорится в богослужении сегодняшнего праздника, а также праздника Введения Божией Матери во храм, почерпнуто только оттуда; и все, что говорится святыми отцами во многочисленных проповедях на эти дни, тоже почерпнуто только оттуда. Но мы не должны смотреть на Священное Предание так, как смотрят на него протестанты и те, кто “поет с их голоса” хотя и считает себя православными; мы должны смотреть на Священное Предание так, как на него смотрит Церковь. Т.е. отношению к Преданию мы должны учиться из самого церковного Предания. И что мы тогда видим? — Что этот рассказ действительно принят всей Церковью, по крайней мере, по своему богословскому содержанию. И в богослужении праздников Рождества и Введения во храм Богородицы он пересказывается, и все святые отцы пересказывают только его; и все жития Богоматери, которые стали появляться в поздневизантийскую эпоху, основаны только на этом рассказе.
С этим рассказом связано также великое посрамление протестантской науки. Потому что по протестантской науке получалось, что этот рассказ придумали уже византийцы в V–VI веках, и что все это “басни”. А тут этот рассказ возьми да и найдись в 1940 году в папирусе III века — т.е. он прямо так вот сохранился на греческом языке, и видно из этого папируса, что текст этот гораздо раньше III века был составлен. Поэтому мы должны принимать этот рассказ так же, как жития святых; и недаром, в том числе и в славянских землях в частичном переводе на славянский, этот рассказ отрывочно читался за службой сегодняшнего праздника и праздника Введения Богородицы во храм. О чем же говорит нам этот рассказ, каково его главное богословское содержание в отношении к сегодняшнему событию?
Само собой разумеется, что речь идет об особом избрании Божией Матери. Она была избрана, и это проявилось в том, что Она родилась от неплодных ложесн, т.е. Она родилась от бесплодных родителей, уже в их старости, после того как они всю жизнь были бездетными, и когда они родить уже никого и не могли. Это, конечно, знак особого Божьего избрания; но мы знаем, что в Ветхом Завете были и другие праведники, которые удостоились такого же знака Божия избрания. Но избрание Божией Матери было еще больше, и рассказ подчеркивает то, что Она была избрана так, что с помощью благодати Божией Она пребыла совершенно безгрешной и ни в чем никогда не согрешила. К сожалению, сейчас во всякой литературе, написанной о Божией Матери, иногда даже и святыми отцами XIX и ХХ веков, можно встретить другое мнение — что у нее были какие-то личные грехи. Это мнение возникло под влиянием желания, может быть, и здорового, противостоять католическому почитанию Божией Матери; у католиков действительно есть разные заблуждения, которые превращают Богоматерь чуть ли не в богиню. этого, конечно, принимать не надо; но не следует также в желании учить о Богоматери православно заходить слишком далеко и уподобляться тем богословам прошлого, которые, как несториане (например, Феодор Мопсуетский) или как Августин, просто отрицали обожение человеческого рода и поэтому отрицали истинное почитание Божией Матери; точнее, не столько даже отрицали, сколько не могли его понять и принять. Но согласно всем тем святым отцам, учение которых мы принимаем как непогрешительное и абсолютно достоверное, в том числе согласно святому Григорию Паламе, которого мы сегодня слышали, Божия Матерь была абсолютно безгрешной. Потому что в принципе это возможно. Грех является уклонением свободной человеческой воли, и поэтому можно этой волей ко греху и не уклоняться. Но слишком велико давление, которое оказывается на человеческую волю со стороны бесов, чтобы склонить ее ко греху; и поэтому даже праведники все-таки в чем-то погрешали, но они каялись. А Божия Матерь не погрешала никогда, хотя, наверное, и не считала Себя безгрешной, потому что была смиренной. Божия Матерь не имела того совершенства обожения, к которому был призван Адам, но которое не могло быть достигнуто без воплощения Бога, и которое мы единственно и называем “спасением”. Спасение — это такое состояние, в котором уже невозможно грешить, но не потому, что нет свободы воли (она есть!), а потому, что достигнута полнота обожения: человек не может в этом состоянии грешить в том самом смысле, в каком не может грешить Бог — хотя никто не скажет, будто у Бога нет свободной воли. Такого состоянияБожия Матерь не достигала и не могла достигнуть без Своего Спасителя. Однако, она уже была совершенно безгрешной, и даже не такой, как первозданный Адам, а выше: ведь она преодолела силу греха, а Адам пал после первого же удара.
И именно поэтому Она и сделалась еще до Рождества Христова “честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим”; именно поэтому Она была уготована, как достойный чертог для вмещения Божия Слова. И это подчеркивается всем богослужением, посвященным Божией Матери, и всеми святыми отцами — что Она была именно достойна вместить Бога. Конечно, ничто тварное — а природа Божией Матери была тварной — не может быть Его окончательно достойно; но Она была достойна в том смысле, что была выше всякой твари, в том числе выше безгрешной твари — херувимов и серафимов. И поэтому Господь сделал ее сосудом для Своего воплощения.
Но мы можем спросить: если Божия Матерь была такая особенная — а вся эта история с Ее избранием только лишний раз это подчеркивает, — то какое это отношение может иметь к нам, которые никакие не особенные, не избранны, как нам кажется, от ложесн матерних, и таким образом, как можно подумать, никак не могут стать безгрешными? Думать так — это значит не понимать в христианстве самого главного: что все христиане по плоти усыновляются Божией Матери. Потому что плоть Христова, с которой мы соединяемся, — эта плоть воспринята от Божией Матери. И поэтому Божия Матерь становится Матерью всех христиан. И то избрание, которое получила Божия Матерь, теперь имеют и все христиане. Если раньше только особым избранием Божиим — конечно, в ответ на особые молитвы и предрасположенность, которую Господь видел еще раньше совершения молитв, — являлись разные великие праведники и, тем более, Божия Матерь, избрание Которой было самым особенным из всех; то теперь это избрание получает весь Новый Израиль, весь тот род, который пошел от Божией Матери, и этим родом являются все христиане — но разумеется, не все, кто сам себя считает христианином, а только те, кто принадлежит к Истинной Церкви и в ней причащается, исповедуется и вообще принимает все церковные таинства, и не просто их принимает, а стремится и вести соответственно этому внутреннюю жизнь, т.е. молится внутренне, избегает грехов и стремится к добродетели во всей своей жизни.
И вот поэтому мы должны праздновать сегодняшний праздник Рождества Божией Матери как праздник нашего собственного рождества по плоти и понимать, что все, что Господь дал изначально Божией Матери, Он дал и нам; но Он нам дал и гораздо больше — то, чего Божия Матерь изначально не имела, а получила отчасти только тогда, когда Господь в Ней воплотился, а окончательно — тогда, когда, вместе с апостолами, Она прияла Духа Святаго в день Пятидесятницы.
Родившись от Божией Матери в Теле Христовом — Церкви, — мы получаем “власть наступать на змию и скорпию”, то есть силу побеждать грех, и не просто побеждать, а теперь уже и достигать спасения, которое есть, по Дионисию Ареопагиту, “не что иное, как обожение спасаемых” — коего да сподобит нас Господь молитвами Богородицы. Аминь.