Рождественское послание настоятеля нашего храма 2024 года
Рождественское послание ко всем православным христианам
Прежде век
от Отца рожденному нетленно Сыну
и в последняя от Девы
воплощенному безсеменно,
Христу Богу возопиим:
вознесый рог наш, Свят еси, Господи.
В иные годы, празднуя Рождество Христово, мы должны были повторять друг другу слова Григория Богослова о том, что христиане празднуют не так, как язычники; что их празднование — не в шумном и безумном веселии, а во внутренней молитве и богослужении, и, главное, в памяти Божией. А в другие годы, когда у многих нет того настроения, которое язычники назвали бы праздничным, приходится повторять то же самое. Смысл христианского празднования не меняется — как не меняется смысл Рождества Христова, как не меняется Бог.
Когда родился Христос, наступили те времена, которые наше Священное Предание называет «последними». Святой Косма Маиумский напоминает об этом в своем каноне на Рождество: и в последняя от Девы воплощенному — «воплотившемуся от Девы в последние времена». Это означает, что больше никакой новой эпохи в земной истории не наступит, кроме окончания самой этой земной истории. Нынешняя эпоха, которая началась Рождеством Христовым, — последняя.
Нынешняя эпоха — это то время, о котором Апокалипсис Иоанна говорит как о тысячелетнем Царствии праведных со Христом. Как объясняет святой Андрей Кесарийский, «тысяча лет — это время от вочеловечения Христова до пришествия антихриста». Но эта же эпоха — та, о которой в Евангелии сказано, что тогда придут многие ложные христы; что тогда будут брани и слышания брáнем; что тогда востанет язык на язык и царство на царство; что тогда будут глади и пагубы и труси [землетрясения]; что тогда соблазнятся мнози, и друг друга предадят, и возненавидят друг друга; и, наконец, мнози лжепророцы востанут и прельстят многия. И мы видели этих лжепророков и в конце XIX века, и в конце ХХ века, которые уверяли нас, что человечество достигло теперь такой сознательности, что, наконец, научилось или вот-вот научится обходиться без больших войн. Но Евангелие запрещает нам верить в их сладкие словеса.
Другое утешение имеют в этом мiре Христовы ученики. Это утешение — участие в воскресении первом, как называет его Апокалипсис, то есть в тысячелетнем пире Царствия со Христом, который открывается нам в Евхаристии, и на который приходят иже не поклонишася зверю.
В мiре скорбни будете, говорит Христос, но дерзайте, яко Аз победих мiр.
+ Григорий
Епископ Петроградский и Гдовский
Град Святаго Петра, Рождество Христово 2023/2024 года