Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы слышали предпразднственное предрождественское чтение Евангелия от Матфея, где излагается родословие Христа. Родословие важных фигур, тем более самого важного лица – это всегда что-то символически важное. Эти родословия бывают важными потому, что в них разный смысл, одно хочет нам сказать об одном, а другое – о другом.
Сегодняшнее Евангелие хочет нам сказать вот о чем. Оно перечисляет предков в таком количестве, что их оказывается 14 колен от Авраама до Давида, 14 колен от Давида до пленения Вавилонского, и от пленения Вавилонского до Христа тоже 14 колен. Насколько исторически это было точно – это неважно, потому что здесь есть свои условности, но важно, что здесь нам показано 14-14-14. Что это означает?
14 – это 2 раза по 7, то есть двойные седмицы поколений. А Христос появляется тогда, когда появляется седьмая седмица поколений. 7 – это совершенство и конец. Трудно нам тут реконструировать, но, может быть, символика была в том, что будет еще 14 поколений или 7 поколений.
Но как бы в деталях это ни толковалось, а обозначает это то, что история с приходом Христа закончилась. У нас сейчас некоторые философы, которых я не стал бы так называть, спорят о том, наступил ли у нас конец истории или еще нет. Но с точки зрения христианства это все одинаково безумно, потому что конец истории наступил тогда, когда Христос воплотился.
Вот до этого была история – некий поступательный процесс, который имел свой смысл. Поступательный процесс – это появление сначала отдельных избранников, потом народа Божия, и, наконец, рождение Мессии. И когда это произошло, то история и закончилась. Но что происходит в последнее историческое мгновение, в котором мы живем? По сравнению со многими тысячелетиями – это, конечно, мгновение.
Происходит самоопределение всех людей по отношению к Мессии – кто будет с Ним, кто будет против Него. И, как известно, не собирающий с Ним – расточает. Вот глобально о нашей скромной жизни – именно так это и проявляется. Очень часто люди ждут чего-то. Они вместо того, чтобы жить здесь и сейчас, хотят изменить свои условия или просто чего-то пассивно дождаться — «вот тогда я заживу, тогда у меня будет то-то и то-то, а сейчас я жить не могу». Слово «жить» здесь можно заменить разными словами – не могу работать, не могу делать дело, которое я считаю важным, и т.д.
Вот Христос нам говорит, что так нельзя. Уже сейчас ты можешь что-то делать. Очень часто тебе кажется, что ты можешь делать что-то только тогда, когда ты чего-то дождешься. Но даже если ты действительно не можешь делать что-то, пока чего-то не дождался, то все-таки какой-то шаг в этом направлении ты можешь сделать уже сейчас. Можно это сделать хотя бы мысленно – скорректировать свои планы так, чтобы они стали исполнимыми.
Никогда нельзя жить в ожидании. Хоть мы и ожидаем много чего, и это тоже надо уметь делать, и надо иметь терпение, но нельзя ожиданием жить. Жить надо жизнью. Надо заниматься тем, чем ты должен заниматься здесь и сейчас, пока еще не наступило то, чего ты ожидаешь.
Иначе это еще можно сказать античной притчей, когда некий хвастун приезжал домой и говорил, что на олимпийских играх на Родосе он прыгнул очень далеко – какой-то сверх-рекорд. Ему тогда ответили: «Здесь Родос — здесь прыгай». То есть если ты не врешь и там прыгнуть смог, то и здесь можешь, значит, точно так же прыгнуть, потому что здесь условия принципиально ничем не отличаются. Вот это мы должны сами себе говорить всегда.
Если мы начинаем жить в режиме ожидания, то мы перестаем жить по-настоящему. Надо это понимать и жить здесь и сейчас. А что мы здесь и сейчас можем и должны делать, прежде всего? Обращаться к Богу, потому что Бог тоже здесь и сейчас в нашей жизни. И если мы к Нему обратились, то в силу самого этого акта, мы уже прожили этот момент не зря.
Конечно, не просто не зря, а наша молитва будет менять всю нашу жизнь так, чтобы она вся была не зря.
Аминь.
епископ Григорий (Лурье)