Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы совершили ту службу, которая начинает уже богослужение непосредственно Пасхи. Вообще та служба, которую мы сейчас завершили – это в основе своей древнее ночное бдение. Когда ранние и даже не очень ранние христиане собирались ночью для пасхального богослужения, они служили то, что мы сейчас служим вечером (а реально даже днем, а не вечером). Потом эта служба как тяжелая и утомительная вытеснена была на вечер, а для ночной службы составили новую, которую мы тоже надеемся сегодня совершить.

О чем же нам говорит та служба, которую мы сейчас совершили? Важность ее не умалилась, из церковного Устава она никуда не делась. Она говорит о том, в какой истории мы живем, в каком мире мы живем. Значительную часть этой службы составляют чтения из Ветхого Завета, которые у нас продолжались больше часа. И там приводятся не только пророчества о том, когда будет Христос и все, что относится к Воскресению Христову, но очень много там историй, которые относятся не только ко всему народу израильскому – прежде всего, Исход, конечно, и сама Пасха еврейская, продолжением которой становится Пасха христианская, — но там еще истории, связанные с пророком Илией, с пророком Елисеем, с воскрешениями мертвых, которые они совершали.

Пусть все эти истории и не относились ко всему израильскому народу в тот момент, когда происходили, но надо, чтобы они относились к нам. И вот здесь есть проблема. К нам  приходят в церковь люди с очень разным прошлым. В каких-то семьях вообще не читали книг, может быть, и не держали, но зато смотрели телевизор и слушали радио. И надо понимать, что Церковь вытесняет из их жизни телевизор и радио.

Вот если такие люди будут внимательно прислушиваться к богослужениям, будут узнавать хотя бы примерно, что читалось, и если они особенно еще дома что-то почитают на более понятном им русском языке из Библии – ни в коем случае не надо читать Библию подряд, Боже упаси, потому что это значит быстро сломаться на первых страницах, не понять ничего, и не получить ничего, а надо читать небольшими дозами, которые специально подобраны богослужением, и их узнавать, — то такие люди становятся, как это неоднократно происходило в прошлом, даже большими церковными богословами, и уж во всяком случае, они становятся настоящими христианами. И без этого нет христианства, если нет никакого богословия.

А есть люди другие, которые, наоборот, очень привыкли читать, выросли в семьях, где культивировалось чтение – таких сейчас приходит очень много. Сто лет назад было принято в таких семьях не ходить в церковь, относиться к этому презрительно, а сейчас наоборот – наследие семидесятых годов, когда преимущественно образованные люди пошли в церковь. И у этих людей свои проблемы – они очень много читают, меньше смотрят телевизор, но читают в основном «не то» — не то, что полезно.

Они читают художественную литературу. В ней действуют отнюдь не святые подвижники, которые показывают, как надо жить по-христиански. Хорошо, если хотя бы, если как у Достоевского, ставятся какие-то проблемы, которые нам надо решать – только тогда полезно, но, в основном, в литературе даже этого нет. А вот эти сюжеты, которые мы слышали за богослужением, для них не родные. Даже если они что-то и читали в порядке самообразования и примерно знают, о чем это, то они этим не живут, и, слушая это за богослужением, они этого не помнят.

А надо иначе – надо помнить это всегда. По крайней мере, те рассказы, которые самые основные и были отобраны  богослужением, они должны нас сопровождать всю жизнь. Для того-то мы их и повторяем  многократно, по нескольку раз в год некоторые, и уж, по крайней мере, каждый год, чтобы они были с нами и в то время, когда богослужение не совершается, чтобы мы все время жили с ними. Не с героями какого-нибудь романиста, который хорошо, если сам там искал какие-то пути, а с героями тех историй, которые, может быть, были очень порочными, одержимыми какими-то уж совсем несусветными страстями, или просто хотели сыто и хорошо жить, но они попали в описанные нам Библией ситуации, поэтому то, что с ними дальше происходило, обязательно нас будет научать, как жить лично мне.

Поэтому читая Библию так, мы будем получать пользу для себя лично. Мы не будем становиться более образованными, но мы будем становиться более православными. Это так же касается и Ветхого Завета. Я уж не буду опровергать сейчас мнения тех, кто считает, что в Ветхом Завете действовал какой-то другой бог. Если в Евангелии действовал другой бог, более симпатичный – как бог толстовцев или хиппи, как многие воспринимают Христа из Евангелия, — то тогда почему нас должен особенно интересовать Христос, если Он не Бог? А если Он Бог, то какой же? Он Сам говорит, что Тот же Самый, Который в Ветхом Завете.

И в богослужении сегодняшнего дня «Волною морскою, скрывшаго  древле», — то есть Того, Кто потопил фараона и его колесницы, Того сейчас скрывают под землею дети тех, кто был спасен тогда – «под землею скрыша спасенных отроцы». Вот если мы этого не понимаем, то мы верим в каких-то других богов, и в православии нам, вообще говоря, делать нечего. А если понимаем, то тогда надо понимать, что и Ветхий Завет тоже для нас, и мы должны его читать.

А самое главное что надо? Надо понимать, что ничего тяжелого и трудного в христианстве  нет. Сказано, что там есть иго. Да, иго само по себе нечто тяжелое и трудное, но сказано, что оно легко. Не потому, что оно легко само по себе, а потому, что Тот, Кто сказал, что оно Мое, Тот Сам за нас и понесет. Это касается не только жизненных трудностей, о которых все вспоминают, но это касается и понимания. Вот нельзя просто взять прочитать и понять, но если прочитать с целью своего спасения, то тогда все можно.

И если читать со Христом и молитвой, то тогда будет нам польза и от Библии, и от всего, что нам встретится.

Аминь.

епископ Григорий