Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Зачем Господь велит умывать лицо в пост? Пост должен быть внутренним состоянием. Пост ценен не сам по себе, а как исполнение воли Божией. Сначала мы учимся исполнять простые заповеди, только тогда Господь даст нам сил для исполнения чего-то более трудного. Пост это одна из простых заповедей, которую мы все можем соблюдать. Как углублять смысл поста.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня в последнее воскресенье перед Великим постом, когда мы совершаем воспоминание изгнания Адама из рая, и сегодня читалось специальное поучение Господне в Евангелии о том, как поститься. Я думаю, что все, кто способен расслышать то, о чем говорится в Евангелии, должны быть несколько удивлены, почему там содержится такое предписание. Господь там говорит: “Ты же, когда будешь поститься, лицо свое умой”. Но вроде бы мы и так умываем свои лица, когда постимся; зачем об этом специально говорить? Кто ходит в пост особо грязный? Из-за того, что сейчас в пост ходят грязными только те, кто и не в пост ходят грязными, эти слова действительно становятся для нас непонятными, потому что мы не знаем исторических реалий. На самом деле за этими словами стоят определенные исторические обстоятельства. Иудейский порядок поста действительно предполагал, что надо не только переставать мыться, но еще и специально посыпать голову пеплом, т.е. специально покрывать себя грязью, носить соответствующие одежды, которые к тому же надо было порвать, — т.е. способ пощения был связан с обычаями траура, причем глубокого. И в Библии можно прочесть описание такого поста, например, в Книге Есфирь. И вот, такой способ пощения был нормой и был предписан законом и соответствующими книгами, а Господь говорит, что так поститься не надо. То есть это очередное очень резкое изменение — то, что являлось — без всяких кавычек, на самом деле — проявлением благочестия и приносило людям пользу, Господь отменяет. Но конечно, Он не просто что-то отменяет, а назначает что-то другое, при котором отмененное становится ненужным. Поэтому надо все время смотреть на положительный смысл любого церковного постановления, в частности, и вот этой Господней заповеди, а потом уже на отрицательный, т.е. на то, что отменяется или запрещается.

Прежде всего, конечно, Господь говорит нам о том, что пост должен быть внутренним состоянием. И внутреннее состояние должно быть ясное и радостное, каковое не грех проявить и внешним образом. Если пост является внутренним состоянием, то тогда плоды нашего поста будут зависеть не от того, сколько мы чего-то там не съедим или насколько мы не будем мыться, а от того, как мы будем исполнять Божии заповеди. А вот в чем это выражается, это уже вопрос особый.

Прежде всего, исполнение Божией заповеди о посте заключается, можно сказать, в совершенно тупом исполнении устава относительно пищи. Конечно, апостол Павел говорит — и мы этот отрывок специально читали, Церковь напоминает нам эти слова перед началом поста, — что пост сам по себе нас перед Богом не поставит, и постимся мы или не постимся, это в глазах Божиих само по себе не имеет цены; имеет цену наше исполнение воли Божией. И об этом как раз нам напоминает сегодняшняя история, которую мы вспоминаем, — об изгнании Адама из рая. За что Адам был изгнан из рая? За то, что он нарушил Божию заповедь, а она состояла как раз в посте, т.е. была достаточно простой — чего-то не делать такого, чего он вполне мог не делать. Но он все-таки это нарушил и из-за этого отпал от воли Божией. И вот, нам поэтому нужно поститься, как сегодня это объяснялось в богослужении, для того чтобы не быть нарушителями воли Божией. Конечно, у нас есть очень трудные заповеди Божии — например, любить ближнего. Это, в общем-то, для нормального человека — даже не будем говорить “почти невозможно”, а просто невозможно. Но раз это заповедь, значит, это вообще для человека возможно, и мы должны стремиться ее исполнять. Значит, мы должны думать, как это сделать. Но сами мы это придумать не можем, мы должны только спросить об этом у Церкви. И Церковь нас этому учит. И не надо удивляться, что учит она нас в первую очередь элементарным вещам. Когда человека учат писать — и писать, может быть, всякие сложные сочинения, — то сначала его учат писать буквы. А когда его учат писать буквы, то начинают с того, что учат его писать всякие палочки и крючки, которые сами по себе, в общем-то, совершенно бесполезны, как и отдельные буквы, которые он выводит в прописи, одну и ту же букву много-много раз. Конечно, само по себе это абсолютно бессмысленно. Вот то же самое и с постом.

В отличие от любви к ближнему, пост нам всем доступен, это для нас очень просто. Это такая заповедь Божия, исполнить которую у нас у всех силы есть, Господь их нам уже дал. И мы должны показать, что те силы, которые Господь нам уже дал, мы используем для того, чтобы исполнить волю Божию. И тогда Господь даст нам те силы, которых пока у нас нет, для того чтобы мы постепенно смогли исполнять что-то более трудное. То есть мы должны учиться сначала исполнять простые вещи. И самой простой вещью является пост. Конечно, прежде всего, пост в самых главных и простых своих проявлениях заключается в ограничениях в пище; но дальше мы должны стараться углублять смысл нашего пощения, хотя для того чтобы начать углублять его, мы должны начать именно с воздержания в пище, иначе углубиться дальше нам не удастся, если не будет внешнего воздержания. Но если внешнее воздержание будет, то надо стараться идти дальше.

И первым средством такого углубления поста служит великопостное богослужение, которое является особо содержательным и особо назидательным. Надо стараться его посещать так часто, как только можно; надо стараться дома хоть часть этого богослужения совершать, потому что многие не могут каждый день ходить в храм, а пост у нас каждый день, и поэтому великопостное богослужение должно присутствовать в жизни человека каждый день. Как же это сделать в те дни, когда мы не можем придти в храм? Мы можем почитать Великий покаянный канон св. Андрея Критского, можем почитать Псалтирь, и уж в крайнем случае что мы точно можем почитать, так это молитву св. Ефрема Сирина с земными поклонами, которая есть во всех молитвословах. И вот, если мы не были за богослужением в какой-то день, то, конечно, очень хорошо это сделать. Но я напоминаю, что не надо читать молитву Ефрема Сирина и делать земные поклоны по субботам и воскресеньям, даже в Великий пост; но в остальные дни не только можно, но и очень желательно. Поэтому, понимая, что “брашно нас не поставляет пред Богом”, как говорит апостол Павел, будем все-таки относиться внимательно к тому, чтобы не нарушить эту единственную простую заповедь, чтобы не уподобиться Адаму, который ее нарушил и получил столько неприятных последствий. Аминь.