Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в Великий понедельник, мы приступили к богослужению Страстной  седмицы и первой ее половине, которая подготавливает события второй половины, более важной, но она важна и сама по себе. Самая ее важная часть будет во вторник, то есть завтра – это связано с воспоминанием конца света и Второго Пришествия. Поэтому сегодня за вечерней у нас уже было Евангелие, которое составляет первую половину завтрашнего чтения, но поскольку это чтение все-таки завтрашнее, то мы завтра об этом поговорим, если Бог даст, а сегодня поговорим о другом.

У Великого понедельника есть своя собственная большая тема – это Иосиф Праведный, о котором больше всего было в сегодняшнем богослужении. Половина была об Иосифе, а половина о событиях, связанных с тем, что Господь идет на вольную страсть. Можно также вспомнить, что историей Иосифа, ее благополучным завершением кончалось чтение Книги Бытия в святой Четыредесятницы, то есть на вечерне прошедшей пятницы. А сегодня с воспоминанием этой истории начинается чтение Книги Исхода, которая читается на вечернях Страстной седмицы, потому что дело идет к Пасхе – к Исходу.

Но о чем нам говорит история Иосифа? Конечно, Иосиф – это один из главных образов, предизображений Господа Иисуса Христа и воскресения Христова. Иосиф был продан в Египет подобно тому, как Христос сошел в ад, и воскрес из Египта — причем, в двух смыслах слова, — подобно тому, как Воскрес Христос. А в каких двух смыслах он воскрес?

Во-первых, он из египетской темницы – из самой глубины ада – достиг высшего положения в Египте. Но этого мало, это само по себе указывало на Исход, а Исход являлся образом воскресения Христова. Но в Исходе надо было забрать кости Иосифа из Египта – об этом тоже было очень много написано в ветхозаветный так называемый период. И вот кости Иосифа – это были сокровища, которые нес в Исходе народ израильский, и Иосиф предрек Исход – то, что такое будет, и что это необходимо.

Вот что говорит Библия. А какой смысл в этом для нас? Первое и главное – это вообще наше обращение к нашему участию в воскресении Христовом. А участие в воскресении возможно только как участие в смерти, о чем говорит апостол Павел: мы все, кто крестился во Христа Иисуса, в смерть Его крестихомся. Но в повседневной жизни людей эти слова могут просто ничего не значить. Может быть, эти люди полагают, что они во все веруют, во что положено веровать христианам, но на самом деле совершенно не веруют.

Потому что слова апостола означают вот что:  мы сами для себя выбираем такую жизнь, чтобы пройти через разрушение всех земных надежд. Что такое смерть? Это и есть разрушение всех земных надежд. Как раз пример Иосифа нам это показывает. Когда его продали из такой благополучной семьи, казалось бы, от такого благополучного, богатого отца в какой-то Египет, хуже, казалось бы, и представить себе ничего нельзя. И он, действительно, испытал там бедствия, которые тоже могли для него кончиться очень плохо, но это послужило как раз к лучшему.

Вот если мы хотим, чтобы что-то духовное для нас послужило к лучшему, то, скорее всего, мы должны пройти через бедствия. Я говорю «скорее всего», потому что здесь нет такой механической закономерности, но закономерность тут есть на другом уровне. Она заключается в том, чтобы внутренне нам отрешиться от надежд на земные блага.

Если мы внутренне не отрешились, то Господь, может быть, нам и подаст какие-то земные блага, но Себя Он не подаст уже точно. А мы хотим, чтобы Он Сам Себя подал, поэтому внутренне надо отрешиться. Внешние скорби для того Богом и попускаются, чтобы нам в этом помогать, чтобы мы, не имея решимости сами это сделать — потому что не все так могут сделать, даже если речь идет о чем-то внутреннем, что внешне не проявляется никак, — понимали, насколько страстно были привязаны к тому, что у нас отнимается, по тому, как жалеем и скорбим, этого лишившись.

Вот об этом нам и говорит сегодняшний день. Надо не только не бояться всяких испытаний, которые нам Господь попускает — с сегодняшнего дня нам об этом напоминают чтения Книги Иова, которые закончатся в Страстную пятницу, — но надо понимать, что это особый признак того, что Господь о нас заботится, о Его близости, и того, что Он хочет нам дать гораздо лучшее, чем то, что у нас было.

Конечно, трудно об этом говорить, и не решаешься это сказать даже сам себе, но по сути это всегда так, об этом надо всегда помнить, хотя, может быть, не  всегда об этом надо говорить другим, пытаясь их утешить. Но для себя это надо знать, и когда общаешься с другими, то для себя это тоже надо знать, даже если это неудобно высказывать.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)