Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Призвание Петра и других учеников, которые ловили рыбу: они бросили огромный улов и пошли за Христом; для того, чтобы труды наши имели какой-то результат, мы обязательно должны молиться; когда Бог исполняет наши просьбы о чем-то земном — это как игрушки, которые родители дарят своим детям, и благодаря которым дети учатся их любить и им доверять; нам Бог дает все необходимое для того, чтобы все это оставить, включая свою собственную жизнь, а оставив, идти за Христом; когда мы молимся о том, чтобы получить что-то житейское, мы живем в Ветхом Завете, и это лучше, чем жить как язычники, но в этом нет ничего христианского; если мы хотим жить как христиане, а не получить хорошую жизнь на этом свете и просто избежать наказания, то надо отказываться и от того, что мы получаем от Бога, а всецело устремляться только к Самому Богу; Евхаристия — единственный дар Божий, который нам на самом деле нужен.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в евангельском чтении о призвании учеников – Петра и других, которые ловили рыбу в то время, когда пришел Господь и их призвал. И подробно рассказывалось о том, как же это конкретно происходило. А дело было так: они ловили рыбу целую ночь, и ничего у них не получалось, ничего они не поймали. Потратили много трудов и времени, и настроение у них было, наверное, из-за этого неважное.

И вот в это время Христос приходит, и выясняет у них, в чем дело, чем они недовольны. Говорит им, чтобы они еще раз попробовали половить рыбу, и когда они еще раз попробовали, послушавшись Его, то оказалось там огромное количество рыб, которое они никогда и в лучшие свои дни поймать не могли. Конечно, в этот момент они поняли, что перед ними некий необычный человек, и Петр сказал: “Выйди от меня, потому что я человек грешный”. Но Христос призвал их идти за Собой.

И вот дальше интересная фраза, которую, может быть, многие не замечают. Сказано: они все оставили и пошли за Ним. То есть они бросили всю эту пойманную рыбу, не сталиее ни есть, ни продавать, ни даже кому-то дарить. Просто бросили ее, как есть, совершенно бесполезно наловив такое количество рыбы, и ушли за Христом.

Это, конечно, один из многих эпизодов Евангелия, особенно когда речь идет о божественном призвании, когда все нужно оставить. Многие, наверное, помнят другой случай, когда Христос сказал, что даже и отца своего хоронить не надо – “оставь мертвым погребать своих мертвецов”. А здесь, казалось бы, Он Сам сотворил чудо, чтобы эта рыбная ловля была успешной. И Сам же это обратил в ничто, Сам же бросил.

Это нас учит помимо прочего, помимо того, как и все подобные истории нас учат, как надо слушаться Божия веления, и как во всем надо искать Божьего, но и в особенности тому, как надо относиться к земным благам. Да, мы в них нуждаемся. Да, мы вынуждены прилагать усилия, чтобы их стяжать. И в этом состоит прямой, практический и земной смысл наших работ, которые мы совершаем.

Все должны работать, сказано: “Не трудящийся да не яст”, — то есть “кто не работает, тот не ест”. Это в Библии говорится, но и не только там. Все это действительно необходимо, и если у нас не будет получаться работать, то мы, действительно, будем плохо жить. И для того, чтобы нам совсем не пропасть, для того, чтобы труды наши имели какой-то результат, мы обязательно должны молиться.

Правильно Церковь говорит, и из своего опыта мы знаем, что для того, чтобы наши труды имели какой-то хороший результат, надо молиться — в конце концов, только по молитве и будут получаться результаты, Господь будет помогать нашим трудам. В каждом богослужении есть какие-нибудь молитвы о том, чтобы труды на собственное благо и ближнего (но имеются ввиду именно земные труды) с помощью Божьей совершались наилучшим образом.

Вот сегодняшняя история и рассказывает нам, что же такое “наилучшим образом”. Это не тогда, когда мы получили плоды трудов, о которых просили, и ими воспользовались. Это тоже прекрасно, это тоже по-своему хорошо – в Ветхом Завете это рисуется как некая высшая цель: “Плоды трудов твоих снеси, — говорится в псалме, — блажен еси, и добро тебе будет”. То есть, блажен ты тогда, когда совершил труды и эти труды принесли плоды, и ими ты воспользовался.

Но только в Ветхом Завете это можно понимать буквально. Если же мы в Новом Завете хотим понимать эти слова, то мы должны понимать их духовно. А духовное понимание иногда бывает совершенно противоположно буквальному. Что значит тогда воспользоваться результатами своих трудов? Это может значить, как сегодняшняя история учит нас, совсем их отбросить после того, как получил, потому что дальше мы видим нечто более важное.

И вот как родители сначала кажутся ребенку хорошими, потому что они его кормят, дают игрушки – и это все необходимо, хотя игрушка может быть бесполезной, но необходимой для того, чтобы у него установились правильные отношения с родителями, а затем и вообще с жизнью, со всем, что в жизни встречается, потому что на все отлагает отпечаток его отношения с родителями, — так же бывает и в наших отношениях с Богом.

Он нам дает то, что необходимо – питание, “игрушки” — для того, чтобы научиться к Нему обращаться, для того, чтобы понимать, что Он отвечает на наши просьбы. Все это (необходимое и менее необходимое) Он дает нам для того, чтобы все это оставить, включая свою собственную жизнь, а оставив — идти за Христом. И потому, если уж мы, действительно, понимаем, где Христос и как за Ним идти, то нет уже никакого смысла в том, чтобы брать с собой необходимые может быть нам без Христа вещи.

И когда мы молимся о том, чтобы получить что-то житейское, если мы живем в Ветхом Завете – что тоже хорошо, дай нам Бог жить хотя бы в Ветхом Завете, а не жить как язычники, — то должны благодарить Бога и пользоваться тем, что мы получаем. Но при этом мы должны понимать, что, живя так, хотя это и правильно, мы не согрешаем и не подлежим поэтому никакому наказанию, но мы живем не как христиане, а как ветхозаветные люди, что, неоднократно повторю, тоже хорошо.

Если мы хотим жить христианами, то есть, действительно, получить Царство Небесное, а не хорошую жизнь на этом свете и просто избежать наказания, то надо отказываться и от того, что мы получаем от Бога. А всецело устремляться только к Самому Богу. Ничто не должно приковывать нас из тех Его даров, что не является Самим Богом. И тот дар Божий, который мы просим от Него как христиане, — это Он Сам.

Это то, что мы получаем в таинствах, когда через Евхаристию, через хлеб и вино мы причащаемся, приобщаемся Самого Бога, потому что они становятся телом Самого Бога. Это единственный дар, который нам нужен, и если мы его получаем, то нам, по сути дела, и не нужны другие вещи, к которым мы так стремимся. И Господь тогда уже Сам знает, как управить нашу жизнь, на что и полагались ученики в сегодняшней истории.

Поэтому постараемся жить хотя бы по Ветхому Завету. Это ступенька, которую не перепрыгнуть. Если мы так живем, то постараемся не впадать в гордость, и не думать, что мы христиане, хотя хорошо, если мы так живем и благодарим Господа за то, что Он нам дает. Ну а дальше будем становиться и христианами – не привязываться к тому, что мы получаем, даже и от Бога, и во всем стремиться получить только одно, а точнее говоря, только одного — Самого Бога.

Аминь.