Великий пост — время тренировки полезных духовных навыков, которые должны оставаться с нами по окончании поста. Надо стараться не упускать возможности исповедаться и причащаться, т.к. она в любой момент может быть от нас отнята.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы достигли того дня в Великом посту, когда впервые служится литургия Преждеосвященных Даров, и впервые в течение Великого поста мы можем причаститься. Надо стараться это делать. Вообще говоря, Великий пост называется временем духовных подвигов, и иными подобными словами он именуется в великопостном богослужении. Это можно перевести на русский язык еще и как тренировка. Это такое особенное время, когда мы исполняем свои церковные обязанности не так, как мы вообще можем их в течение нашей жизни исполнять, а несколько лучше. Потому что как во время обучения какому-нибудь делу ученик делает это более тщательно, для того, чтобы эта тщательность потом хотя бы отчасти, а по возможности и полностью, перешла в навык, так и Великий пост, хотя он и бывает каждый год, это для нас время ученичества. Мы должны приобрести некоторые навыки, старательно и сознательно упражняясь в них в ущерб нашим житейским делам — конечно, не полностью, так чтобы наши дела приходили в расстройство, но все-таки мы заметное время от них отрываем, чтобы заниматься какими-то делами церковными, чтобы больше бывать за богослужением, готовиться к причастию, чаще причащаться и исповедоваться.
Для чего это нужно? Для того, чтобы постепенно у нас формировался навык, чтобы в то время года, когда Великого поста нет, когда Церковь нам так уж совсем специально не помогает жить по-церковному, у нас оставалась, во-первых, инерция того, что мы собрали в Великий пост, а главное — чтобы мы внутренне менялись, чтобы мы понимали, что нам все время нужна исповедь, все время нужно причастие, все время нужно церковное богослужение. И самое главное — потому что из этого все растет — что нам все время нужно наше домашнее келейное правило. И вот, лучше никогда ничего не переносить, особенно в Великий пост. Потому что бывает, что человек думает: “Зачем я буду причащаться сегодня, если это можно буде сделать через несколько дней?” Но мало ли что может случиться. Во-первых, хотя служба и запланирована, но может быть, ее и не будет. Во-вторых, может быть, она будет, но мы не сможем на нее придти, потому что можно заболеть, да и вообще может случиться неизвестно, что. И если физически есть возможность подготовиться к причастию и придти, то надо это делать. И вот, в Великом посту это надо делать тем более и так вот и приучаться к тому, что каждый раз, когда мы приходим в церковь, каждый раз, когда мы исповедуемся и причащаемся, легко может оказаться последним для нас — может быть, и не последним разом в нашей жизни, но, по крайней мере, на долгое время последним разом, потому что мы заболеем, да может быть и много других разных причин. И тогда мы будем вспоминать, что когда у нас была возможность, мы ее не ценили. Поэтому, чтобы ее ценить, надо вспоминать о ней заранее, пока она еще есть, пока она не отнята, т.е. понимать, что все хорошее, что происходит в нашей жизни — а в нашей жизни, строго говоря, ничего хорошего, кроме того, что бывает в Церкви, не происходит, потому что все остальное может казаться хорошим, а на самом деле еще неизвестно, насколько оно хорошо, — все это может быть в последний раз. Поэтому вот так вот и надо стараться готовиться, стараться не упускать ни одной возможности причаститься, стараться тщательно вспоминать свои грехи. Потому что, конечно, можно и перед смертью исповедаться, и такое покаяние будет услышано, если человек искренне покаялся; но конечно, лучше, когда человек так вот постепенно, по мере вспоминания, исповедует все свои грехи.
И вот, сегодня первый такой день в Великом посту, когда мы наконец-то смогли приступить к Святым Дарам, и надо стараться это сделать как можно скорее в следующий раз. Аминь.