Значение переписи населения при кесаре Августе и установления Римской Империи. Благо и зло от единой системы коммуникаций, в том числе от интернета. Важность его для истинной Церкви. Сходство и различие нашего времени и времени Римской Империи.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшнем богослужении, в богослужении вечерни праздника Рождества Христова и литургии святого Василия Великого, которая соединена с этой вечерней, мы слышали Евангелие от Луки о том, как происходило рождение Господа нашего Иисуса Христа, что это происходило во время переписи населения; и в богослужении сегодняшнего дня в стихирах на “Господи, воззвах”, которые мы сегодня слышали, как раз знаменитая стихира святой инокини Кассии говорит о том же самом и объясняет некий сокровенный смысл тех исторических событий, о которых довольно сухо повествуется в Евангелии. Если в Евангелии просто говорится, что была такая перепись, то, объясняя значение этих исторических фактов, стихира сегодняшнего богослужения говорит, что как во едину державу были собраны все народы при кесаре Августе, так должны были собраться все народы, а не только народ иудейский, под невидимую державу Господа Иисуса Христа. И единство власти римского кесаря прообразовало собой единство духовной власти Христа над всеми народами. И если мы вспомним, кто такой был кесарь Август, то мы увидим, что это как раз был первый римский император, и перепись, которая была при нем, в церковном предании как раз и означает, что только что установившаяся Римская Империя занялась переписью своих подданных во всех народах. До этого, до кесаря Августа, Римская Империя не существовала, была Римская республика. И при кесаре Августе она превратилась в империю, и тогда же родился Христос. И империя эта была языческой и еще несколько веков, как мы знаем, оставалась языческой, но потом все-таки стала христианской. И потому все-таки, с точки зрения христианства, Римская Империя, несмотря на то, что это была та самая империя, власти которой воздвигали гонения на христиан и очень многих из них убили, сама по себе эта империя считалась несомненным благом, даже когда еще не была христианской, — и об этом говорит в Новом Завете апостол Павел, что не напрасно царю дана власть; а в Деяниях Апостольских апостол Павел сам себя называет римским гражданином, чтобы пользоваться теми правами, которые дает это гражданство, — а значит, он считал их чем-то благим и полезным, раз он хотел ими воспользоваться.
И сегодня мы имеем нечто подобное, хотя и несколько другое. Конечно, сегодня тоже нет в мире ни одной христианской империи — тогда ее не было еще, а сейчас ее нет уже. Но сейчас, можно сказать, нет вообще никакой Империи Римской, хотя бы и языческой, потому что языческие государства, существующие в наше время, не имеют имперского сознания своей великой миссии, а если какие-то и имеют, то они еще более антихристианские по сути, чем была Римская Империя в свой языческий период. То есть нет такого порядка, когда торжествуют законы, — а именно такова была идея Римской Империи, и христианство ее только одобряло. Но в то же время много и сходного в нашей ситуации и в тогдашней.
Что означало единство Империи? Это означало единство государства, единство системы всяких коммуникаций, по которым христианство сразу стало распространяться. И христианству гораздо легче было распространяться внутри Римской Империи, чем за ее пределами; хотя и за ее пределами оно стало распространяться еще во времена Апостолов, но совсем не с таким успехом и с гораздо большим трудом. А сейчас у нас нет Империи, но есть система коммуникаций, особенно в последние годы, когда, наконец, появился интернет, который позволяет очень легко и задешево связаться почти с любой точкой земного шара. Сейчас, например, такие вещи, которые при советской власти, еще 15–20 лет назад, были совершенно обыденными, которые были связаны с цензурой и “железным занавесом”, — сейчас они технически совершенно невозможны именно потому, что есть интернет, который не проконтролируешь. Хотя в некоторых государствах и пытаются это делать, но без особого успеха. Конечно, в этом очень много зла, потому что информация, которая имеет характер разрушительный и даже прямо бесовский, точно так же легко распространяется; но подобное зло было и в Римской Империи. Любыми благами можно воспользоваться ко злу; но как тогда христиане не осуждали Римскую Империю за то, что в ней легко процветали и распространялись всякие языческие пороки, хотя все это было, и сами по себе эти пороки христианами осуждались, так и теперь мы не должны осуждать технические достижения, в частности, интернет. Потому что нынешние системы коммуникации используются, действительно, для чего угодно, но виноваты в тех грехах, которые совершаются с их помощью, не эти бездушные системы, а сами люди, которые совершают грехи — и те, которые соблазняют других, и те, которые сами соблазняются; соблазняющийся тоже не остается без вины. Но в то же время благодаря тому, что сейчас государственные границы перестали играть такую роль в распространении информации, как это было еще 15–20 лет назад, можно сказать, что распространению христианства и истинной Церкви эти границы перестали служить барьерами. Хотя и раньше эти барьеры не были совсем непреодолимы, но все-таки преодолеть их было тяжело.
А сейчас это очень важно, особенно для истинной Церкви, которая находится в состоянии малозаметном, бедном и вообще могла бы подвергнуться всяким репрессиям. А теперь мало того, что мы можем, благодаря современным системам коммуникаций, сообщать о разных фактах притеснения наших приходов и просить о помощи, и из-за этого нас в некоторых случаях действительно боятся тронуть; по крайней мере, если бы этого не было, нашу Церковь раздавили бы во многих провинциальных городах и “тихих углах”, и нам было бы очень трудно служить где-то за пределами квартир и частных домов. Но все-таки, милостью Божией, это как-то удается. И не только это удается, но удается взывать к правам “римских граждан”, то есть тем правам, которые мы имеем согласно общемировому праву; а еще важнее, что с помощью тех же систем коммуникаций мы можем распространять сведения об истинном христианстве, об истинной Церкви, — что было бы очень трудно в других условиях. Сейчас, можно сказать, век телевидения, и всем промываются мозги через телевидение. Телевидение очень дорогое, и чтобы на него выйти, надо очень много денег или очень большую государственную поддержку и власть. Ни того, ни другого истинная Церковь ни в нашем, ни в каком другом государстве получить не может, и потому, вроде бы, нас могли бы вовсе вытеснить с информационного поля. Но вот, Господь не допустил этого, потому что появился интернет, который доступен практически всем, по нему идет самая свободная информация, и поэтому ему больше всего доверяют; там можно найти любые доводы и за, и против той или иной точки зрения; и вот, благодаря этому истинно-православные могут о себе рассказать. И многие люди именно через интернет узнают о существовании православия, о церковных проблемах, которые существуют в настоящее время, о существовании не только экуменических еретических церквей, но и истинной Церкви. Люди способны в этом разобраться, способны ознакомиться с соответствующей литературой, которая теперь есть в том же интернете, и поэтому можно сказать, что мы как христиане не имеем никакого права, если только мы совершенно не обезумели, ругать современный технический прогресс. Конечно, он несет в себе всякие новые опасности; конечно, из-за этих опасностей гибнут, к сожалению, не только физически, но и духовно тысячи и даже миллионы людей; но все-таки эти люди гибнут прежде всего по собственной вине, потому что Господь никому не дает погибнуть, если сам человек этого не хочет; если бы не было этих современных средств, люди нашли бы другие средства для погибели. Но в то же самое время, благодаря этим средствам мы получили то, чего никогда не могли бы получить раньше. Среди нас есть такие люди, которые только благодаря интернету и узнали об истинном христианстве и поддерживают во многом свое церковное бытие с помощью интернета; некоторые, живущие в отдаленных местах, исповедуются по электронной почте через интернет. И поэтому отсюда мы должны заключать, что Господь нас не оставляет. Тот минимум средств, который нужен для существования истинного православия, для того, чтобы мы сами могли жить христианской жизнью, если захотим, у нас будет всегда. Если нам кажется, что те средства, которые в современном мире для этого есть, у нас как-то стремительно исчезают, и мы их лишаемся, даже если это на самом деле так, а не кажется, — все равно не следует смущаться. Господь даст нам какие-то новые средства, о которых сейчас, может быть, никто и не думает. Еще 10 лет назад многие ли из нас могли предвидеть, какое развитие интернета произойдет в будущем? Разве что некоторые специалисты об этом говорили.
И вот, мы можем быть уверенными — я не говорю “можем надеяться”, но можем быть уверенными — в том, что и впредь, если мы чего-нибудь лишимся из того, что имеем сейчас, все равно того, что необходимо для спасения, мы не лишимся никогда. Господь подаст нам что-то другое взамен, что будет никак для нас не хуже. И мы должны понимать, что наше время сейчас во многом сходно с жизнью языческой Римской Империи, хотя в чем-то, конечно, оно даже хуже. Во-первых, и государство наше хуже, потому что Римская Империя действительно была символом Порядка с большой буквы, а у нас сейчас государств, которые были бы символом такого Порядка, уже даже, может быть, и на земле не осталось. А во-вторых, что еще хуже, языческое государство у нас возникло на месте христианского, на месте православного, и современные язычники часто думают, что они православные, тем более, что осталось много следов прежнего православного государства, остались ложные образования вроде Московской патриархии, которые внешне имеют много сходства с Церковью, а в то же время внутренне ничего общего с ней не имеют. Все это, конечно, создает определенные трудности, которых не было во время Римской Империи; но в то же время нет каких-то трудностей, которые были тогда, — например, столь жестоких кровавых гонений на православных. И даже если после революции были гонения, то и тогда все-таки меньше было всяких изощренных мучений, а больше просто убивали христиан. Хотя в концлагерях и были мучения, но их, может быть, в чем-то и легче было переносить, чем те мучения, которые терпели первые христиане. Каждому времени, каждой эпохе присущи свои трудности, и главное — понимать нам слова Апостола, что никогда не даются людям трудности большие, чем те, которые они могут понести. Поэтому будем уповать на Господа, не будем смущаться от тех несчастий и затруднительных обстоятельств, которые нам, безусловно, придется переносить; и, уповая на Господа, будем использовать во благо все то, что Он нам дает для нашего спасения. Аминь.