Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память нашей любимой городской святой — конечно, не только городской, а известной во всем мире, не только в русской традиции, но и вообще во всей православной традиции, — Ксении Петербургской. О ней дошла только народная память, которая с разной степенью достоверности рассказывает о разных эпизодах, несмотря даже на то, что она жила относительно недавно, в конце XVIII века, и, может быть, даже дожила до начала XIX. День ее кончины неизвестен, и год тоже – этого никто не собирался запоминать, это делается только в официальном бюрократическом делопроизводстве. Поэтому день памяти избран по дню ее именин сегодня – в честь Ксении Римлянки.

Много чего о ней известно – особенно известно то, что она была юродивая и называла себя Андреем Федоровичем по имени своего мужа, который еще в молодости умер. Все это должно напоминать православному человеку слова апостола Павла. Только апостол Павел говорил, что «уже не я живу, но живет во мне Христос», а Ксения фактически говорила, что «уже не я живу, но живет во мне Андрей Федорович».

Но так как она была юродивой, то слова эти и надо было понимать, что, с одной стороны, они содержат нелепость, а с другой стороны, имеют не просто православный смысл, но смысл такой, который объясняет нам в православии что-то важное. Вот, она не жила своей собственной жизнью, потому что как это жить во Христе? Это жить в Теле Христовом. А Тело Христово – это Церковь. Это значит, что все православные люди таким образом через Христа в Боге оказываются друг в друге, поскольку они вообще принадлежат Церкви.

Поэтому можно и так сказать: «Живет во мне Андрей Федорович». Это, может быть, даже и понятней в каких-то случаях. Особенно это, конечно, понятно в таких случаях, когда бывают нужны юродивые. Юродивые являются не в каком-нибудь языческом мире свидетельствовать о христианстве – там являются мученики, но эти мученики обычно юродивыми не становятся, — а они являются там, где есть общество вроде бы христианское, которое само себя считает христианским, но по сути очень далеко отпадает от христианства.

Тогда некоторые из православных христиан, которые живут в этом обществе, но не отпадают, вступают на подвиг юродства. Точнее – их Бог призывает на этот подвиг. Этот подвиг такой, что самочинно на него выходить не надо. Обычно бывает, что в православии много можно встретить юродствующих, а среди них юродствующих во Христе — почти никого. А только юродивые во Христе показывают, как жить по-христиански.

И в своем случае Ксения Петербургская указывает на отношение к ближним. Поэтому сама она уже не только своим наименованием Андреем Федоровичем, но и всей своей жизнью усиленно помогала ближним. Видимо, она именно этим и запомнилась всем. Поэтому ее знали жители города, и знали ее так хорошо, что их предания о ней далеко ее пережили.

И сейчас они поддерживаются  тем, что существует культ ее. Я бы сказал, что он окончательно сложился в 1903 году, когда поставили часовню, ныне стоящую над ее могилой, но, конечно, еще и раньше было ее почитание – еще при жизни начиналось.

Поэтому та помощь, которую мы как христиане можем оказывать нашим ближним – эта помощь особая и христианская. Что она означает? Мы хотим за нее получить не что-то такое, что люди нам могут дать, или что-то материальное, или просто благодарность – это все нам в принципе не должно быть важно. А хотим мы, чтобы в нас жил Христос.

И вот именно ради Христа мы это все делаем, и нам даже лучше, когда мы от людей не получаем благодарность. Если мы на эту благодарность рассчитывали, а ее не получаем, то нам еще лучше, потому что еще мы получаем указания, над чем нам работать  в самих себе. И если мы хотим жить по-христиански, то мы должны помогать ближним. Не потому, что они нам как-то особо нравятся или не нравятся, не потому, что мы рассчитываем от них что-то получить, хотя бы благодарность, а просто потому, что это надо делать.

И делать это надо легко и непринужденно,  как делала Ксения, в которой жил Андрей Федорович.

Аминь.

епископ Григорий