Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня  у нас очередная годовщина нашего отца Александра. И не просто очередная годовщина, а уже двадцатая. Что-то за это время изменилось, а по сути можно сказать, что ничего не изменилось. Вспоминается, как летом 1997 года – уже чуть больше, чем 20 лет назад – сидели мы как-то с отцом Александром, и одна прихожанка, ныне покойная, сказала, что вот когда все эти перипетии с нашим храмом благополучно закончатся, то мы соберемся за столом и все это отпразднуем. Она рассуждала в логике привычной жизни, которая была у всех нас до этого – не только у нее.

Это все казалось довольно-таки правдоподобным, но, в крайнем случае, предполагалось, что мы потерпим поражение, и храма этого у нас не будет. Это выглядело как допустимое. Но получилось так, как сознательно никто из нас не допускал, хотя какой-то частью сознания мы это допускали, и о.Александр тоже допускал. То, что он может быть убит, он представлял уже в июле – я это просто помню.

И как все получилось? Получилось не так, как ожидала эта наша прихожанка. При том, что мы победили, — но какой ценой. И вот все, что для вечной жизни важно – все было и будет такой ценой. Христианство у нас на чем основано? Основано на том, что сделал Христос,  и на крови мучеников – и ничего другого в христианстве не было для того, чтобы оно утверждалось. Мы говорим, что монашество важно, но оно важно лишь тогда, когда оно настоящее. А настоящее оно только тогда, когда это тоже равносильно мученичеству. А когда жизнь монашествующих расслабленная, то вряд ли от него какая-то польза, а вред несомненен.

Мы имели какие-то периоды в жизни относительно безоблачного существования в этом храме – может быть, и впереди у нас такие же будут, — но надо иметь в виду даже не одну, а две вещи. Первое – это не забывать, какой ценой это изначально все устроилось. Даже если не ходить далеко за при примерами, то на чем стояла катакомбная Церковь, которая существовала с начала ХХ века? Понятно на чем она стояла, особенно та часть ее, которая была иосифлянским движением. Тоже ведь на мученичестве.

И те люди, которые создавали православный иосифлянский приход Троицкой церкви в Лесном, которая является прямой нашей предшественницей, все тоже стали мучениками, кроме тех, кто потом изменил православию и перешел в Московскую патриархию.

И чтобы продолжать в этом жить, тоже придется все время платить. Мы же хотим быть с Богом, а не с миром. По нашим молитвам так и получается – это ровно исполнение наших молитв. Поэтому развитие жизни нашего прихода в дальнейшем – отчасти совершенно от нас не зависит, да и непостижимо для нас, потому что неполезно нам это знать. Но в какой-то степени это постижимо и полезно знать, полезно не забывать. – на кого нам надо равняться, и какие в нашей жизни ставки. А вот они только такие.

Поэтому независимо от того, какая у нас жизнь с внешней точки зрения – бурная или наоборот спокойная, — внутренне у нас должно быть всегда одинаково. Должна быть жизнь с Богом и перед Богом, а не с миром и перед миром.

Аминь.

епископ Григорий