Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда мы особенно обращаемся в своих молитвах к о. Иоанну Кронштадтскому? — Будет безошибочным ответом, что всегда и когда попало. Постоянно, по поводу и без повода. Как вспомнился, так и обращаемся. Это правильный ответ и хороший, но, может быть, недостаточный.

Его можно дополнить тем, что о.Иоанн Кронштадтский – это такой святой, который жил посреди даже не таких хлопот, какие у нас у всех жителей большого города бывают, а гораздо худших. Он был все время чем-то занят. У него были не только обязанности священника, который регулярно служил в церкви, и не только обычные для священника обязанности по каким-то делам благотворительности и необходимости ходить по домам с требами. Он просто круглосуточно всем этим был занят.

И он не только Дом трудолюбия создал, что, конечно, было само по себе огромное дело, но и монастыри, которые позже очень сказались на Истинно-Православной Церкви, на катакомбной Церкви. Там в основном были замечательные монахини, именно женщины, которые в двадцатые годы в большинстве своем не приняли обновленчество и митрополита Сергия. Они были в Истинно-Православной Церкви, хотя, конечно, сами монастыри были разорены большевиками, которые до самой войны держались того принципа, чтобы не осталось ни одного монастыря.

Вот он всем этим занимался и при этом молился. И он не просто делал это, но еще и объяснял, как это делать. Причем, сейчас мы имеем два сорта его объяснений. У нас есть то, что было у его современников, и мы можем прочитать специальные книжки, где он это объяснял. Например, «Моя жизнь во Христе» — в этом смысле, это очень полезная книжка. Она дает практические навыки того, как нужно молиться, чтобы Бог услышал.

Обычно говорят, что молиться надо хорошо, внимательно и т.д. Но если я молюсь и плохо, и невнимательно, как сделать, чтобы было «хорошо и внимательно» и чтобы Бог «услышал»? Это, конечно, очень плохой совет, потому что он неисполним, ввергает в отчаяние, и человек вообще перестает молиться. Именно поэтому здесь говорится просто: молись, как можешь. Понятно, что можешь плохо и невнимательно, но молись все равно. Потому что само Имя Божие, призываемое с верою, пусть с плохой верою, пусть невнимательно призываемое, является Самим Богом, Который к тебе приходит, и Который тебя исцеляет в разных смыслах этого слова. И в физическом, и в душевном. Вот, собственно, что он объяснял, и это, наверное, самое главное.

А теперь мы еще имеем другое объяснение, которое он не хотел делать публично. Для того, чтобы следить за собой, он вел очень тщательный дневник, с молодых лет и до конца жизни, где буквально каждый день записывал, в чем он прегрешил, какие у него были дела, какие искушения, чаще всего, и как он их преодолевал. И поэтому теперь можно изнутри посмотреть. Здесь видно, как он преодолевал все те искушения, которые обычно у людей бывают. Но он отличался не тем, что у него было меньше этих искушений, а тем, что у него кроме них еще было стремление к Богу. Просто оно было важнее, и за счет этого он их преодолевал, а не то, что их у него не было, как это можно поверхностно решить, глядя со стороны.

Поэтому его личные дневники, которые он писал не для публикации, а для себя, они тоже очень могут нам сейчас помогать, если читать их правильно. Именно с такой целью, как я сейчас сказал. И мы можем сейчас обращаться к о. Иоанну Кронштадтскому, а не к какому-то другому святому, именно для того, чтобы он научил нас молиться, и чтобы Бог нас слышал. Несмотря на то, что мы живем той жизнью, которой мы живем, т.е. очень даже «так себе», тем не менее, он нас очень поддерживает, ободряет и говорит, что нам делать. И все, что он нам говорит, работает.

Аминь.