Особый праздник для жителей Петербурга. В чем опасность для христиан мирного времени без гонений на Церковь. Мало быть в Истинной Церкви и соблюдать какие-то внешние правила; надо все время хотеть быть с Богом и не искать “каникул от Бога”.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня особенный день для всех истинно-православных христиан, но в особенности для нас, здесь в Петербурге, потому что сегодня совершается память новомучеников Иосифа, митрополита Петроградского, и Кирилла, митрополита Казанского. Митрополит Иосиф был последним православным митрополитом, занимавшим Петроградскую кафедру, и хотя православные христиане здесь были и после того, как в 1937 году митрополита Иосифа расстреляли, но епископами у этих православных христиан были уже епископы других городов, как это продолжается и в наше время, когда нашим правящим архиереем является митрополит Суздальский. Но понятно, что на нас, на приходе Православной Церкви в городе Петрограде, лежит особая ответственность представлять ту Церковь, которую нам оставили священномученик Иосиф и подвизавшийся с ним епископ Димитрий Любимов, тоже священномученик, которого мы постоянно поминаем, и который фактически, в отсутствие митрополита Иосифа, возглавлял в начале 30-х годов Катакомбную Церковь, но потом тоже был расстрелян.
Когда Церковь существует в периоды острых гонений, некоторые проблемы как бы решаются сами собой. Я говорю “как бы”, потому что на самом деле они и тогда не решаются; но они, по крайней мере, не стоят так остро. А именно, это касается нашей повседневной христианской жизни. Потому что если во время острых гонений сильно нарушать эти правила повседневной христианской жизни, сильно отвлекаться, то, конечно, риск просто физически перестать существовать, или, по крайней мере, лишиться свободы, очень резко увеличивается. И потому в такое время все, кто остается верен православию, поневоле держатся как-то более собранно. Но можно подумать: как хорошо наше время! Особых кровавых преследований нет, разве что существуют какие-то неудобства из-за того, что мы не принадлежим к господствующей церкви, но конечно, в любом случае, это нельзя назвать гонениями; нас, в сущности, никто не преследует за то, что мы находимся в Истинной Церкви.
На самом же деле в мирное время для христиан существует другая опасность. Многие люди приходят именно в Истинную Церковь, но это служит им только для самоутверждения, а не для спасения души. Потому что мы — какие-то такие особенные христиане, которые только единственные являемся настоящими, а все вокруг ненастоящие. Но в общем, это ведь нам ничего не стоит; просто нам так повезло, что мы каким-то образом узнали о существовании Истинно-Православной Церкви и вступили с ней в общение. И конечно, такой подход очень ошибочен, несмотря на то, что он очень-очень распространен. И наоборот, с тех, кто так живет, т.е. с нас, взыщется гораздо больше и гораздо тяжелее, потому что на самом деле для того, чтобы действительно быть истинно-православными христианами, мы должны жить совершенно по-другому. Мы должны понимать, что истинно-православные христиане это те, которые живут истинно христианской жизнью. А истинно христианская жизнь никак не может состоять только в том, что мы ходим в Церковь, даже если эта Церковь истинная, даже если мы в ней регулярно причащаемся и внешним образом соблюдаем основные христианские правила. Конечно, если мы по собственной воле этого не соблюдаем и не потому не ходим в Церковь, что не можем, а потому, что не считаем нужным, то тем самым мы уже расписываемся в том, что мы не христиане, и дальше уже говорить не о чем. Но если мы это все исполняем, то совершенно неизвестно, зачем мы это делаем — потому, что хотим быть христианами, или по какой-то совершенно другой причине, может быть, даже прямо греховной.
А чтобы быть христианами, мы, прежде всего, не должны “ходить на совет нечестивых” в своем собственном уме. Мы должны стараться всю свою жизнь приносить Богу. Это очень просто понять, но обычно подавляющее большинство людей об этом просто не думают, не думают о том, ходить или не ходить в Церковь, молиться или не молиться; а те, кто об этом думают, в основном относятся к этому как к какой-то “барщине”. Они считают, что человек должен уделить какое-то время и силы своим религиозным обязанностям, для того чтобы потом освободиться для делания своих собственных дел, уже не думая особо о христианстве. Действительно, какое-то время человек выделяет на то, чтобы пойти в церковь, чтобы помолиться дома, тратит на это какое-то количество душевных сил, — но это для того, чтобы потом у него было свободное время, и чтобы он со спокойной совестью занимался прочими своими делами, а также для того, чтобы выделенное им для Церкви время помогло ему в его житейских делах. Но это означает, что мы постоянно ожидаем, когда же мы от Бога освободимся. А это, в свою очередь, означает, что мы к Нему и не пришли. Конечно, такое отношение к Богу лучше, чем никакое или отрицательное, потому что оно, по крайней мере, приводит человека к тому, чтобы он не забывал о Боге; но само по себе это отношение не спасительно. Если оно и имеет в себе что-то хорошее, то только одно — через него человек может придти к спасительному отношению к Богу; но само по себе это отношение не спасительно. Потому что если ты с Богом быть не хочешь, хотя ты себя и принуждаешь к этому в определенное время, то ты с Ним и не будешь в Царствии Небесном, потому что там никто никого заставлять не может, в том числе и сами себя мы заставлять не сможем. Потому что совершенно понятно, что усилия собственной воли, которые мы употребляем на этом свете, в Царствие Небесное не попадут, потому что нет никакого Царствия Небесного, кроме Самого Бога, а если мы здесь на земле не хотим Бога, то это значит, что мы Его не хотим и вообще, и значит, мы никак не хотим в Царствие Небесное, хотя, может быть, мы и хотим всего остального; но если в ад можно попасть, и не хотя этого, то в рай насильно никто не попадает. Поэтому все-таки истинно-православные христиане мы тогда, когда все время хотим для себя Бога, а не просто хотим исполнить какую-то религиозную обязанность, чтобы наконец-то предаться своим мирским делам. И тогда если мы устаем от каких-то дел, связанных с нашими религиозными обязанностями, это не потому, что мы вообще устаем от Бога, а потому, что постоянства водних и тех же занятиях не выносит наш организм, и нам нужна смена занятий. Например, мы не можем все время читать псалмы или все время стоять за богослужением, но все время быть своею мыслью с Богом мы можем и должны.
И вот, что же нам делать, если мы ничего такого в себе не видим, не чувствуем, а в лучшем случае отрабатываем некоторый оброк по отношению к Богу? Что же нам тогда делать? Надо, по крайней мере, стараться тогда о том, чтобы не искать “каникул от Бога”. И если мы себя ловим на этом — а мы обязательно будем себя ловить на том, что мы все-таки ищем момента, чтобы как-то отдохнуть от Бога, — то мы не должны послаблять себе в этом и особенно стараться в эти моменты молиться: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!” И тогда вот, в такой постоянной борьбе с собой, мы все-таки сможем стяжать это желание собственно Царствия Небесного, о котором Господь говорит: “Толцыте, и отверзется вам”. Если мы хотим, чтобы Царствие Небесное нам открылось, мы должны стучать в его врата, и стучать постоянно. Аминь.