Особый праздник для нашего города и нашего прихода. Св. Александр как пример для подражания в нашей повседневной жизни: подходить ко всему сознательно — делаем ли мы что-либо или отказываемся что-либо делать. Отказ св. Александра от борьбы с татарами и решение бороться с западными варварами. Мы не должны бояться видимых и невидимых врагов и уходить от борьбы под тем предлогом, что это хлопотливое занятие. Для св. Александра Невского все опасности и хлопоты служили поводом для стяжания памяти Божией и молитвы. Внешние опасности в нашей церковной жизни должны содействовать тому, чтобы мы стяжали память Божию.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память святого Александра Невского, и именно сегодня тот из двух дней его памяти, когда празднуется его успение, т.е. это именно и есть самый главный и древний день памяти этого святого. И для нашего города это, конечно, особый праздник; особый праздник это и для нашего прихода, потому что он исторически происходит из храма св. Александра Невского, а также потому, что в этот день был именинником наш убиенный настоятель отец Александр.
Взирая в наше время на подвиг св. Александра Невского, чему можем мы у него поучиться? В наше время нет князей, а если какие-то люди и достигают высокого общественного положения, то явно не все из нас делают такую светскую карьеру, как Александр Невский, и если в этом его жизнь и может быть для кого-то примером, то очень для немногих. А в чем же тогда св. Александр Невский будет примером для всех? — В том, в чем нам приходится повседневно сталкиваться в жизни. Мы часто начинаем как-то поневоле думать, тем более, что и примеров много перед глазами, что христианское поведение — это когда мы просто позволяем себе плыть по течению, ни во что не вмешиваемся и позволяем, чтобы с нами поступали как угодно. Кроме этого поведения, есть еще нехристианское поведение — когда мы начинаем закатывать истерики, с кем-то враждовать; и тогда мы понимаем, что грешим, но зато нам кажется, что это меньшее зло, потому что в результате мы избежим наступления каких-то невыносимых для нас обстоятельств. Вот эти два типа поведения мы хорошо знаем и практикуем. Но они оба более-менее одинаково греховны: как греховно закатывать истерики, скандалить и вообще в неуравновешенном состоянии отстаивать свои права (хотя бы и истинные, а тем более мнимые), так греховно и ни во что не вмешиваться и позволять, чтобы все шло так, как идет. Потому что неделание — это тоже действие, ведь если мы решаем чего-то не делать, то тем самым, значит, мы отказываемся от каких-то действий, а не просто бездельничаем. И вот, христианское поведение — совершенно другое, оно предполагает сознательное отношение ко всему: и к тому, чтобы чего-то не делать, и к тому, чтобы что-то делать.
И в том, и в другом св. Александр Невский является для нас примером. Действительно, вот уж он был не таким человеком, о котором можно было бы насмешливо сказать, что он “не от мира сего”; он был очень даже от мира сего, в смысле деятельности в мире сем: это был очень выдающийся и удачливый полководец, политик и правитель; при этом он понимал, когда нужно чего-то не делать, а когда нужно действовать. Например, когда, как раз во время его правления, на Русь пришли татары, он понял, чего здесь не надо делать — не надо с ними воевать, а надо с ними заключить мирный союз и платить им дань; но Александр Невский договорился, что за эти деньги, которые татарам выплачивались в качестве дани, они будут защищать Русь от Запада, потому что в то время Руси грозила большая опасность от западных варваров, латинян, которые не просто угрожали русскому государству, но угрожали православной вере, потому что они насильно насаждали свою латинскую ересь. А татары, в отличие от них, никакой веры не насаждали, а наоборот, сами были открыты для проповеди. И потому, конечно же, св. Александр Невский выбрал татар, когда надо было выбирать, с кем заключить мир — с западными рыцарями или татарами, и использовал, довольно успешно, возможности проповеди православия среди татар, и в XIII веке среди татар даже появились святые. К сожалению, позже, уже после смерти Александра Невского, в Золотой Орде произошли разные процессы, в результате которых она превратилась в мусульманское государство, сильно угнетавшее Русь. Но при св. Александре Невском дружба с татарами была очень правильным политическим решением.
Ну, и уж не надо напоминать о том, сколько раз св. Александр Невский решал что-то делать, например, сколько раз он решал с кем-то воевать. Одни его битвы — здесь неподалеку на Неве, уже в общем-то в черте нашего города, и на Чудском озере, тоже неподалеку от нашего города, — уже о многом говорят. И мы тоже не должны бояться, когда на нас нападает какой-то враг — не только невидимый, но также и видимый. А мы обычно считаем, что невидимых врагов бояться не надо, — но мы так думаем не потому, что мы сильнее, а просто, наоборот, так слабы, что даже не видим и не понимаем, что мы находимся в постоянном рабстве у этого врага; поэтому невидимых врагов мы не боимся. Видимых врагов мы боимся и говорим, что мы с христианской точки зрения тут ничего не можем поделать, и убегаем. Так поступать совершенно не надо. Св. Александр Невский учит нас, что видимых врагов надо как-то приструнять, наступать на них войной, если есть силы (а это имеет прямое отношение к нашим церковным делам, например); а если сил для войны нет, то это надо вовремя осознать и найти себе союзников, и тогда все-таки защититься от этих врагов (как Александр Невский защитился от западных варваров с помощью татар). Конечно, это головная боль, конечно, это масса мирских хлопот, и многие христиане под этими предлогами стараются отказаться от борьбы. Но конечно, такие предлоги лживы, и их лживость доказывает опять же жизнь св. Александра Невского, потому что он, будучи среди такого количества попечений, среди всех этих опасностей, в которых находился и лично он сам, и вверенные ему дружина и государство, — во всем этом находил только одно: побуждение к памяти Божией. Недаром русская пословица говорит: “Кто на море не бывал, тот Богу не маливался”. И такая жизнь среди постоянных опасностей, которая бывает у всякого полководца и у всякого правителя воюющего государства (а именно таким правителем был св. Александр Невский), — она как раз располагает к тому, чтобы обращаться к Богу и иметь память Божию.
И вот, слава Богу, христианская жизнь в наших условиях, в нашем приходе и вообще в нашей Церкви тоже к этому располагает. Потому что если мы неспособны увидеть и осознать опасности от невидимых врагов (теоретически мы про них знаем, а практически ничего не видим и не понимаем), то по крайней мере, мы легко можем во многих случаях увидеть опасности от врагов видимых; и тогда хотя бы это побуждает нас молиться Богу, просить у Него помощи, а тем самым стяжевать память Божию, внутренний мир и внутреннее Царствие Небесное, и сподобиться такого же преселения ко святым, какого сподобился св. Александр Невский. И его молитвами да помилует нас Господь. Аминь.