Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем главный богородичный праздник – праздник Успения Богородицы. И это не просто праздник самой Богородицы, хотя и это тоже так. Главный праздник любого святого – это день его успения, и поэтому главный праздник Богородицы – это день Ее успения. Но сегодня мы празднуем память также и тех событий, которые совершались при Ее успении, о которых несколько по-разному рассказывают раннехристианские легенды. Но, так или иначе, какие-то события были.

Важнейший из таких рассказов, о которых сегодня у нас вспоминается, связан с Гефсиманией. Вообще, раннехристианские рассказы о том, где и как была похоронена Богородица, разделяются на две больших группы. Одна – та, которой мы следуем сейчас, что Она была похоронена в Гефсимании, а другая – что в Эфесе. Иоанн Богослов, в доме которого в Эфесе Она жила, согласно этим преданиям, по Ее завещанию, похоронил Ее в таком тайном месте, чтобы никто не мог найти Ее тело. На этом рассказ заканчивается. Не знаю, какой из них более ранний. По крайней мере, это связано с почитанием Богоматери в Эфесе еще в начале V века.

А в Гефсимании такое святилище, как сейчас, появляется только в середине V века. Как бы то ни было, эти рассказы тоже древние, в основе своей, не позднее II века. Согласно этим рассказам, которые вспоминаются и в сегодняшнем богослужении, все апостолы были собраны чудесным образом к одру Пресвятой Богородицы, пока Она еще была жива, для того чтобы они вместе совершили последнее богослужение, которое тоже описывается в этих рассказах. И уже в конце этого богослужения Она сама умирает в физическом смысле, то есть душа разлучается с телом. Но это происходит не просто так, а раскрываются небеса и Христос спускается через все небеса, то есть через все ангельские иерархии, которые тоже открываются, и принимает Ее душу и возносит на небо.

После этого тело Ее, которое остается у апостолов, нужно похоронить. И из Сионской горницы, где происходят все эти события, похоронная процессия с Ее телом движется в Гефсиманию. Это не очень далеко, но это все же некое расстояние. И получается такое движение ковчега, потому что тело Богородицы – это тоже ковчег, но не в том смысле, в каком был ковчег Завета в пустыне. То есть в том же смысле, но ковчег Завета был местом вселения Божия просто по особому Божию благоволению, а Она Сама стала домом Божиим и той плотью, которую на Себя принял Бог.

И вот, этот новый ковчег Завета – я подчеркиваю, что не путать с Ноевым ковчегом – движется из Сиона в Гефсиманию. И в это время люди, которые не любили христиан, не любили Богородицу, иудеев, узнают об этом и нападают, чтобы помешать этой процессии. Но появляется, согласно рассказам, ангел, который отсекает руки тому человеку, который попытался опрокинуть ковчег. Дальше он кается и обращается, согласно этим рассказам, все кончается хорошо, даже руки прирастают.

Какой смысл этих рассказов, независимо от того, насколько они исторически достоверны? Смысл очень большой. Церковь, которая тогда была олицетворена в этом похоронном ковчеге Божией Матери, а исторически она была прообразована в стане Израильском, который двигался через пустыню, движется во враждебном ей мире. Мы говорим: «Церковь такой-то страны». Это очень древнее употребление, но не первохристианское и не изначальное. Только в переносном смысле можно так говорить: например, «Церковь Российская». А в точном смысле, как ранние христиане говорили (и остались такие документы), надо говорить: «Церковь, которая пришельствует в России», «Церковь, которая пришельствует в какой-нибудь любой другой стране». Христиане не живут ни в какой стране, они перемещаются в ней, пришельствуют. И перемещаются из жизни временной в жизнь вечную.

И перемещаются они в ней так, как стан Израильский в Ветхом Завете перемещался через пустыню, и как сегодня перемещается ковчег Божией Матери из Сиона в Гефсиманию. Он перемещается во враждебном окружении, когда всегда превосходящие по силе, если по-земному судить, враги периодически нападают. Потому что, по своему омрачению, они считают, что христианство – это что-то плохое, что надо остановить и чему надо помешать. Это в лучшем случае. А может быть, у них такое омрачение, что они даже этого не считают, а просто считают, что хорошо нападать, если христиане вроде такие беззащитные, дай-ка мы на них нападем. По-разному они считают, разные бывают формы ослепления и помрачения бесовского. Но, так или иначе, все это формы именно омрачения бесовского. И по видимости они время от времени превозмогают. Какой-то частичный успех, иногда даже большой, такой, что кажется, что вот уже все, они совсем окончательно уничтожат христиан. Такое даже бывает, такого успеха они достигают. Но кончается всегда одинаково: они всегда посрамлены. Они либо уничтожаются, либо, реже, но гораздо лучше, когда бывает так – они каются и сами обращаются в христиан. И насколько это важно для самого христианства, можно судить хотя бы по биографии апостола Павла – такие из них люди потом получаются, как Павел, который тоже сначала, когда был Савлом, представлял собой силы зла, ополчившиеся на Церковь. Так или иначе, Церковь идет своей дорогой.

Если мы сейчас живем в другие времена, вроде бы нет какого-то движения через пустыню, вроде бы и о движении ковчега Божией Матери из Сиона в Гефсиманию мы узнаем только по рассказам, – то это кажется, что мы живем в другие времена. На самом деле времена все время одни и те же. Они называются в христианстве последними. То есть те времена, когда пришел Христос, и стали последними. Никаких других времен уже не будет, только эти кончатся и все, и тогда уже не будет вообще никаких времен. А пока последние времена, то мы со Христом тогда, когда мы пришельствуем в мире сем, когда в самом разном ландшафте проходит наше передвижение – движемся мы из мира земного в Царство Небесное. Все, что нам встречается – это недружественное и то, что хочет нам помешать. Но мы уповаем на ту силу, которая с нами, а вовсе не на ту силу, которую мы можем иметь материально. Пусть даже она у нас иногда какая-то оказывается, все равно на нее уповать нельзя. И движемся туда, куда мы единственно и должны двигаться и на пути к чему ничто не может нас остановить.

Именно это показывает нам сегодняшний праздник, древнее христианское название которого как раз «перемещение» (transitus). Перемещение Божией Матери, души ее – от земли на небо, и тела Ее – из Сиона в Гефсиманию.

Аминь.