Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

В Византии память пророков Божиих Илии и Елисея первоначально праздновалась в один день, именно сегодня; Елисей — ученик пророка Илии; после того, как Илия был взят живым на небо, Елисей получил просимую благодать — в два раза больше, чем у Илии; глядя на пример Илии и Елисея, ранние христиане создавали монашескую жизнь; милоть изначально была главной монашеской одеждой — Павел Фивейский оставил свою милоть Антонию Великому; эпизод с медведицей, его смысл; жить или не жить – это зависит только от Бога, только Он человеку дает жизнь; цель жизни – наследовать Царство Небесное, чтобы прожить не дольше, а прожить вечно; если кто-то умирает, то это означает одно – либо он все максимальное сделал для того, чтобы получить Царствие Небесное, либо уже понятно, что он этого не сделает; если мы предоставлены сами себе, то мы просто даже не сможем начать задумываться о Боге, потому что очень много всего интересного вокруг; все мирские удовольствия являются, с духовной точки зрения, наркотиком, к которому мы привыкаем, и у нас появляется зависимость.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память пророка Божия Елисея. К сожалению, надо сказать, мало что знают о ветхозаветных праведниках и пророках наши современные православные христиане. Хотя уже из того, что мы празднуем их память, из того, что есть такие богослужения в их честь, следует, что знать мы о них должны. Постараемся это восполнять по мере возможностей.

Сегодняшний праздник своим тропарем обращен сразу и к Елисею, и к его учителю пророку Божию Илии. Раньше в Византии сегодняшний день праздновался в память не одного только Елисея, а Илии и Елисея вместе. Это был общий праздник. Позже появился Ильин день, который стали праздновать, как мы бы сейчас сказали, по новому стилю 2 августа. Тогда большая часть богослужения, посвященного Илии, ушла, но не до конца, осталось богослужение, посвященное Елисию.

Кто такой пророк Божий Елисей? Он был учеником пророка Илии. И пока пророк Илия был на земле, — я не буду говорить “пока он был жив”, потому что, как мы помним, он был взят живым на Небо, но пока он был на земле, — пророк Елисей его сопровождал, повсюду был при нем и от него учился. И когда уже было ясно, что в ближайшее время Илия будет взят на небо на огненной колеснице, то тогда, как рассказывается об этом в Библии, Елисей попросил, чтобы иметь ему в два раза больше благодать, чем было у самого Илии. Вот такая была просьба.

Тогда Илия озадачился этой просьбой, и не знал, можно ли ее выполнить, есть ли воля Божия в том, чтобы действительно так было. Но характерно, что он не ответил, что ты просишь чего-то плохого. Он просто сказал, что не знает, может ли ее выполнить или нет. И сказал так: “Если, когда я вознесусь, поймаешь упавшую на землю мою милость – то есть одежду, – то тогда будет на тебе сугубая, то есть двойная благодать по сравнению с той, которая была у меня”.

И дальше, как рассказывается, когда вознесся Илия, то милоть Илии упала Елисею. После этого он тоже смог разделить Иордан на обратном пути. Это чудо показало, что, действительно, Елисей получил просимую благодать.

Вот глядя на пример Илии и Елисея, ранние христиане создавали монашескую жизнь. Сама главная монашеская одежда первоначально была именно милоть. Вспомним, как в житии Антония Великого рассказывается, как он нашел подвижника, находившегося в далекой пустыне, Павла Фивейского, который уже много десятилетий к тому времени отшельничал. Господь специально показал Антонию, где его найти, потому что Павел Фивейский собирался преставиться ко Господу. И Павел Фивейский оставил ему свою милость, которая была как благословение Илиино Елисею, так оно досталось отцу монашества Антонию Великому. Это было в первой половине IV века.

Раньше было не пострижение в монашество, а надевание монашеских одежд. Оно было признаком того, что человек становится монахом. В этом состояла основная часть ритуала посвящения в монашество, а пострижения волос не было вообще. Потом, когда оно появилось как дополнение, то оно появилось именно как дополнение к главному – надеванию монашеских одежд.

Поэтому до сих пор в некоторых странах, особенно в Эфиопии, но и в русском народе сохранялась до недавнего времени об этом память: считалось, что если кто-то даже шутки ради или случайно надел на себя часть монашеского облачения, значит, он уже постригся в монахи, что он уже фактически монах. Или, по крайней мере,в России так считалось, что он должен стать монахом, а его отказ от этого будет уже грехом.

Но это я сейчас рассказал для того, чтобы просто представить нам, вспомнить, насколько близок христианству пример пророка Илии и пророка Елисея как его ученика. И то, что хорошо просить в два раза большую благодать, чем была у учителя.

Конечно, ученик не больше своего учителя изначально, но всякий честный учитель хочет, чтобы его ученик стал больше его. Поэтому сама по себе такая просьба, если она сопровождается смирением, а такое возможно, хоть вроде и не смиренная просьба, является богоугодной. “Ревнуйте о дарованиях больших”, — говорит апостол. И вот это нам показывает пророк Елисей.

Но надо сказать и еще об одном эпизоде. Противники христианства указывают на пророка Елисея для того, чтобы доказывать, что христианство – это человеконенавистническая религия. А именно такой был у него в жизни эпизод: когда он шел по деревне, какие-то дети стали бежать за ним и дразнить, называя плешивым. Он действительно был плешивым. И он повелел, чтобы медведица вышла из леса. И она задрала детей, то есть дети были убиты.

Совершенно непропорциональная жестокость, как казалось бы нам сейчас, и поэтому, конечно, этот эпизод рассказывают все противники христианства. Но посмотрим на это так, как надо было бы посмотреть с точки зрения библейской. Для чего это вообще было сделано и для чего было рассказано?

Ведь многие вещи, если они не заслуживают нашего внимания, даже если они и происходили в действительности, о них никто не будет рассказывать, и мы о них не узнаем. А если об этом рассказано, то тогда уже даже неважно, происходило ли это в действительности, а важно то, что из этойистории – хоть это притча, хоть реальное событие – надо делать какой-то вывод.

Вывод здесь один: жить или не жить – это зависит только от Бога. Только Он человеку дает жизнь. И Он Сам знает и нам объясняет, зачем нам жить: для того, чтобы получить жизнь вечную. Не для того, чтобы прожить дольше. А то некоторые люди думают, что они родились на свет или их дети родились на свет для того, чтобы прожить дольше.

Вся Библия, все христианство это только опровергает. Мы живем не для “дольше”. “Дольше” — это средство, а цель-то одна – наследовать Царство Небесное, чтобы прожить не дольше, а прожить вечно. Это совсем не одно и то же.

А для того, чтобы прожить вечно и иметь вечную жизнь в Царствии Небесном, нам надо быть с Богом. И для того, чтобы быть с Богом за гробом, есть только один способ – начать быть с Богом уже в этой жизни. Поэтому все попечение Бога о роде человеческом заключается, как легко, конечно, заметить из нынешних и исторических событий, вовсе не в том, чтобы все люди подольше пожили, вовсе не в том, чтобы они жили долго и счастливо, или коротко и счастливо.

Мы видим ровно противоположное. Если есть Бог, который управляет этим миром, как же Он допускает, что столько людей умирает, в том числе молодыми, в том числе вроде и невинными, или и на самом деле невинными? Почему это так легко допускается Богом? А очень просто. Почему мы не спрашиваем, почему Он так легко допускает, чтобы столько людей родилось? Зачем они родились? Затем, чтобы все могли получить Царствие Небесное.

А если кто-то умирает, то это означает одно – либо он все максимальное сделал для того, чтобы получить Царствие Небесное, либо уже понятно, что он этого не сделает. То есть Богу, конечно, все понятно заранее. Но одно дело знать заранее, что человек сделает, а другое дело, если этот человек свободен, дождаться, когда он сам сделает или не сделает, когда он реализует свой выбор, который у него никто не отнимает, даже если заранее известно, каким этот выбор будет. Богу заранее известно, но Он выбор не отнимает.

Вот поэтому то, что эти дети умерли в малом возрасте, совершено не означает какой-то жестокости по отношению к ним. Поскольку они этими мучениями убереглись от каких-то грехов, которые когда-нибудь бы совершили, от того греха, который уже начали совершать – оскорблять практически самого Бога в лице не просто какого-то функционера, администратора при церкви, а в лице человека Божия, который сам был живым обиталищем Бога. Потому что пророки – это именнолюди Божии, в которых Бог Сам по Себе присутствует.

А зачем же тогда такая жестокость по отношению кродителям этих детей? Но родители этих детей тоже таким суровым путем учатся бояться Бога. Конечно, никто не научится путем такого принуждения стремиться к Богу, молиться и что-то еще такое делать особо благочестивое. Но научатся другому, а точнее отучатся: делать какие-то вещи, которые совершенно нас оглушают.

К сожалению, прежде чем может зайти разговор о том, чтобы тот или иной человек стал молиться и думать о Боге, нужно, чтобы он перестал думать так интенсивно и постоянно о том, о чем он думает обычно. Если мы предоставлены сами себе, то мы просто даже не сможем начать задумываться о Боге, потому что очень много всего интересного.

Если все наши желания будут удовлетворяться, то понятно, что будет. И остановиться в нашем жизненном пути нас могут заставить только очень резкие методы, только они могут заставить нас о чем-то задуматься. Только так Господь нас может побудить к тому, чтобы мы пересматривали свою жизнь, по крайней мере, к тому, чтобы мы не переходили каких-то граней.

Вот такой смысл имеют наказания, которые обрушивались на израильский народ нередко в виде истребления значительной части населения. Так же мы можем вспомнить и недавнюю историю русского народа и других народов, которые живут в нашей стране. То же самое относится и к родителям этих детей.

Поэтому не надо смотреть с точки зрения гуманизма, который считает высшей ценностью человеческую земную жизнь. Надо смотреть с точки зрения христианства, с точки зрения Библии, которая тоже считает человеческую жизнь величайшей ценностью, но только не земную, а вечную.

И еще надо сказать относительно вот такого грубого принуждения. Может быть, это и спорно, но те люди, которые имели возможность наблюдать, говорят не про каждый случай в отдельности, а по статистике это так, что причиной употребления наркотиков является доступность наркотиков. Если наркотики доступны, то подавляющее число людей на это так или иначе поддастся и не будетот них отказываться, если так вот легко предлагают. Особенно это касается, конечно, не всех возрастов, а именно детей школьного возраста и чуть старше.

Так же люди ведут себя и по отношению к другим наркотикам, которые наполняют нашу жизнь, потому что все мирские удовольствия являются, с духовной точки зрения, наркотиком. Мы к ним привыкаем, у нас появляется зависимость, потом возникает ломка, ради них мы готовы все на свете продать, а Бога прежде всего и даже не задумываясь.

Поэтому нужно как-то от мирских привязанностей отрываться. И когда мы начинаем делать, начинаем задумываться о Боге, то всегда это для нас очень тяжело. И всегда кажется, что некоторые поступки людей Божиих,пророков, а лучше сказать, Самого Бога такие жестокие. Да, по отношению к нашей земной жизни бывают и жестокие.

А бывает, наоборот, исцеление, радость – всякое бывает. Но, как говорит апостол, и шуиими и десными – и правыми и левыми – мы должны научаться и научать. Так же Господь нас научает. Если смотреть с точки зрения подготовления нас к Царствию Небесному, то тогда все последовательно, и нет никакой жестокости. Наоборот, жестоко нас было бы бросить умирать в том состоянии, на которое мы сами себя обрекли. Поэтому будем стараться не умирать, а оживать.

Аминь.