Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Димитровская родительская суббота установлена только в Российской Церкви в 1380 году и с тех пор продолжает соблюдаться в память о тех, кто погиб в Куликовской битве; она называется Димитровской, потому что назначается в ту субботу, которая бывает ближайшей к празднику св. Димитрия Солунского; в такую субботу мы вспоминаем наших сродников по плоти и также вождей и воинов, на поле брани убиенных, — не только на Куликовом поле, но и во время всех других сражений; когда мы поминаем наших близких за упокой, мы должны сами при этом участвовать с ними в одном таинстве причащения; нужно начинать с посещения заупокойного богослужения, но потом посещать и другие и постепенно готовиться к тому, чтобы покаяться в своих грехах и изменить свою жизнь; православные христиане понимают, что нет резкой грани между живыми и усопшими, потому что православные христиане – это те, которые и сейчас уже в земной жизни живут скорее с усопшими, чем с живыми; жизнь загробная, которая открывается нам уже сейчас через таинства Церкви, — это не акт какой-нибудь, а именно пребывание с Богом; пребывая с Богом, мы перестанем быть беззащитными перед окружающим миром.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память всех от века почивших православных христиан. Несколько раз в году Церковь совершает такую память, почти всегда по субботам, за исключением Радоницы, но каждая родительская суббота имеет свой особенный смысл. Сегодняшняя суббота имеет тоже свой особенный смысл. Она установлена только в Российской Церкви в 1380 году и с тех пор продолжает соблюдаться в память о тех, кто погиб в Куликовской битве.

Она называется также Димитровской, потому что назначается в ту субботу, которая бывает ближайшей к празднику святого Димитрия Солунского, а этот праздник завтра, он всегда бывает по новому стилю 8 ноября. Вот ближайшая суббота называется Димитровская, посвящена памяти погибших в Куликовской битве, а также и всех от века почивших православных христиан.

Конечно, в такую субботу мы действительно вспоминаем наших сродников по плоти и также вождей и воинов на поле брани убиенных — не только на Куликовом поле, но и во время всех сражений, которые были до и после, когда православные люди защищали свое земное отечество.

В этом тоже есть большой смысл, потому что многие из них, защищая земное отечество, погибли, и память их вспоминается Церковью с благодарностью. Все православные христиане, конечно, должны особенно молиться о таковых людях всегда, в постоянном своем ежедневном правиле, и особенно в такие дни, как сегодня.

Кроме того, сегодня, конечно, все правильно делают, что стараются помянуть тех усопших, о которых они особенно молятся. Речь идет о каких-то близких родственниках усопших и о каких-то просто близких знакомых, которые также умерли, но они были православными христианами хоть в какой-то степени. Их надо поминать, поэтому правильно, что приходит много людей, подают записки, чтобы еще и священник их помянул особо, и сами приходят и молятся.

Еще более правильно делают те, кто не просто пришел, подал записку и ушел, а тот, кто остался участвовать в церковном богослужении. Это, конечно, гораздо лучше. Конечно, будет уже некое наше усердие в поминовении усопших, если мы просто подаем записку, но гораздо лучше будет, если мы не просто подаем записку, а сами участвуем в богослужении и молимся.

Но все-таки надо понимать и другое: такое участие в богослужении тоже еще не христианское, не настоящее, не то, которое должно быть. А какое же должно быть? Прежде всего, мы должны причащаться и исповедоваться, и в те дни, когда, как сегодня, бывает заупокойная литургия, особое поминовение усопших, когда мы поминаем за упокой, самим при этом участвовать с ними в одной Евхаристии, в одном таинстве причащения, которое совершается во время литургии.

Но для того, чтобы нам причащаться на заупокойных литургиях, конечно, надо участвовать и во всех остальных. Просто вообще надо быть православными христианами. Поэтому очень важно, чтобы такие случаи, когда мы приходим в церковь, — а часто мы приходим в церковь только на отпевание кого-то, на панихиду в девятый или сороковой день или на годовщину, или в родительскую субботу, как сейчас, — стали начальной ступенькой нашей христианской жизни.

Мы должны это делать для того, чтобы по молитвам этих наших усопших родственников и знакомых мы сами становились православными христианами, может быть, в большей степени, чем были православными христианами они, и тогда мы сможем помолиться и за них, то есть и им от этого будет польза.

Надо, чтобы мы начинали с посещения заупокойного богослужения, но потом стали посещать и другие, и, самое главное, постепенно подготовились бы к тому, чтобы покаяться в своих грехах и изменить свою жизнь, а это значит все время каяться, исправляться в своей жизни, причащаться и молиться.

Тогда мы почувствуем самое главное, что христиан отличает от наших безбожных современников или верующих во всякие суеверия, астрологию, переселение душ или в какое-то очень поверхностное христианство. Что же отличает нормальных христиан от таких вот непонятно каких суеверных верований?

Отличает то, что православные христиане понимают, что нет такой вот резкой грани между живыми и усопшими, потому что православные христиане – это те, которые и сейчас уже в земной жизни живут скорее с усопшими, чем с живыми. Конечно, можно сказать, что это плохо, можно над этим как-то поиздеваться и пошутить, но если понять, что действительно имеется в виду, то будет это все совсем не плохо, не смешно и, в тоже время, не мрачно.

Потому что жизнь загробная, которая открывается нам уже сейчас через таинства Церкви, — это не единичный акт какой-нибудь, а именно пребывание с Богом. А ничего не может быть лучше, чем пребывание с Богом. И даже если мы еще не понимаем и не чувствуем, что такое Бог и что такое пребывание с Ним, мы это можем ощущать и чувствовать в своей собственной, а не в чьей-то там жизни по косвенным признакам.

Мы перестаем бояться всяких там страхов, которые могут окружать нас на каждом шагу, перестаем расстраиваться из-за действительных наших неудач, а когда мы перестаем бояться и расстраиваться, тогда можем, имея помощь Божию, по-настоящему сосредоточиться на том, что мы должны делать.

Тогда мы перестанем быть беззащитными перед окружающим миром, нам можно будет его не бояться, мы действительно будем знать, что нам нужно делать, и будем это делать. Конечно, будем делать с переменным успехом, потому что для нашей же пользы обязательно должны быть неудачи.

Главное, что мы и в случае успеха в нашей деятельности, и в случае неудач будем меняться внутренне. Мы постепенно будем замечать, что меняемся в человека спокойного, беззлобного и, самое главное, в человека более верующего – это всем нам доступно.

И вот по какой бы причине мы ни пришли первоначально в Церковь – пусть это будет поводом помолиться за наших не особо церковных усопших родственников — неважно, какая причина, важно, какая, в конечном счете, цель. И эта цель доступна каждому.

Аминь.