Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Обычай освящения плодов на Преображение связан с тем, что так совпало по времени в Византии, что этот праздник приходился на время сбора винограда, поэтому первые плоды винограда приносили именно в этот день, но более ни с чем не связан; белый цвет во время Преображения — это просто неокрашенный свет — Господь показал Свое Божество, потому что свет этот был нетварным; для того, чтобы ученики могли увидеть Преображение, Христос преобразил их самих, но только на короткое время; “Бога никто никогда не видел”, но Самому Себе Он виден и понятен; для святых Тело Христово является внутренним, а не внешним; Преображение – это явление Небесной Скинии; Бог Сам для Себя является храмом; если мы православные христиане, то мы и есть этот единственный храм Божий — Небесная Скиния, поэтому мы должны соответственно относиться к своему телу и хранить себя неоскверненными.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Преображения Господня. Так совпало по времени в Византии, что этот праздник приходился на время сбора винограда, поэтому первые плоды винограда приносили именно в этот день. Больше обычай освящение плодов именно в этот день ни с чем не связан и никакого существенного отношения к празднику не имеет. Но, однако, хорошо запомнить, что всегда было принято, прежде чем употреблять в пищу те или иные плоды, рожь, пшеницу, начать с того, чтобы собрать самые первые плоды и получить церковное благословение на употребление их в течение всего года. И для некоторых видов еды сейчас у нас этот обычай остался. То есть сам по себе этот обычай хороший, но, повторю, что к празднику он никакого отношения не имеет. Если мы хотим праздновать по-христиански, то мы должны не просто приносить какие-то плоды для освящения, — а можно и вообще их не приносить, ничего от нас не убудет, — а понимать, что такое этот праздник.

А что же это такое? Господь преобразился перед своими учениками. Преобразился — это буквально значит, что Он Свой образ, Свой внешний видизменил. Действительно, плоть Его изменилась. Если до, но, впрочем, и после, до самого воскресения, плоть Его имела вид обычного человеческого тела, то тут на короткое время и только перед тремя избранными из избранных учеников Он показал Себя совершенно иначе, Тело Его стало “сияющимкак свет”. И когда говорится в Евангелии, что оно стало “белым”, то это надо понимать не как обозначение того, что мы привыкли понимать под словом белый, а как просто неокрашенный свет, для которого никакого описания окраски придумать невозможно. И это иначе толкуется Святыми Отцами как то, что Он показал Свое Божество, потому что свет этот был нетварным, и он не является каким-то особенным светом, который может в результате какого-то события, пусть даже и чудесного, воссиять, а он являлся непосредственным явлением божества.

А Бога, как известно, никто и никогда не видел. Как же тогда ученики увидели этот свет, если этот свет и был Сам Бог? А это произошло потому, что не только Христос преобразился пред ними, то есть преобразил Сам Себя, а для того, чтобы они могли это увидеть, Он преобразил их, но только на короткое время. Поэтому они сами стали видеть Бога изнутри, потому что “Бога никто никогда не видел”, но Самому Себе Он виден и понятен, как объясняет это св. Григорий Палама. И они получили то зрение Бога, которое Сам Бог имеет, и поэтому только они и видели этот свет. И потом все подвижники, как и наш Серафим Саровский, и многие и многие святые отцы и жены святые видели точно так же этот свет, но, в отличие от учеников, для которых он сиял только извне, потому что в тот момент они внутри его не имели, для всех, кто стал Телом Христовым, для всех, кто причастился Тела Христова, для всех, кто стал христианами, этот свет сияет изнутри, потому что Тело Христово для нас, если мы являемся христианами, не так как тогда на Фаворе для учеников являлось внешним, а является внутренним, если мы с ним соединились. И это тоже показывает то событие, которое в сегодняшнем празднике поминается, потому что там еще сказано, что светлый облак сошел и осенил Тело Христово.

А что это означает? Это означает, что произошло явление Небесной Скинии, недаром Тело Христово явилось в одеждах, которые побелели, и облак осенил Его так же, как он осенил Скинию Моисееву, когда в нее вселился Бог, после того, как она была построена, в момент ее освящения. Именно это и показано в сегодняшнем преображении. Потому что в другое время Христос говорил о Своем теле как о храме, как о единственном настоящем и подлинном храме Божием. И вот в сегодняшнем празднике Он и явил Себя этим самым храмом Божиим, единственным подлинным, то есть Небесным.

А кто такой Небесный Храм Божий? Кто для Бога является храмом? — Только Он Сам.Бог Сам для Себя является храмом, и именно так Он себя показал — как Небесную Скинию. Скиния — это значит самое главное святилище храма, которое еще в пустыне было сделано, и так же оно было освящено, и также это увидели ученики, которые оказались участниками этого.

А для нас это сегодня также означает еще и вот что (я перехожу от догматического смысла к аскетическому, аскетический смысл — это то, что имеет отношение к каждому из нас — как нам спасаться): если мы православные христиане, если мы причащаемся истинных Тела и Крови Христовых, то мы сами являемся этим самым храмом Божиим, тем самым единственным, а не десятым, сотым, миллионным — по количеству христиан, потому что он может быть только один, этот самый храм Божий, который и есть Тело Христово.

И вот мы сами им являемся, и Бог живет в нас. И если мы удостоимся чистой жизни, то мы это сами и увидим. Но даже если мы этого не видим, мы должны понимать, что это все равно так, несмотря на то, что мы от этого отпадаем своими грехами и соответствующим образом должны относиться к своему телу. И именно поэтому Церковь настолько гнушается всякими грехами, относящимися к телу, о чем говорит и апостол Павел относительно блуда и тому подобного. Понимая это, мы должны, если мы уже православные христиане,себя всячески хранить неоскверненными, а если мы еще не стали православными христианами, и не причащаемся и не исповедуемся в Истинной Церкви, то мы должны понимать, к чему мы должны стремиться, чтобы это у нас было.

И тогда, если это у нас будет, мы можем и должны обращаться к Богу внутри нашего сердца, потому что там исполняются слова апостола, когда он говорит, что Господь пошлет Дух Свой, вопиющий в сердцах наших: “Авва, Отче!”. То есть Дух Сына в наших сердцах вопиет к Богу: Авва — что означает “отче”, что значит “отец” в звательном падеже. Тогда мы сможем молиться внутреннее, тогда в повседневной своей жизни мы будем собраны и сосредоточены в Боге.

Тогда получится, что мы будем иметь внутри непрестанную молитву, будем иметь сокровенную жизнь, а та жизнь, которая внешняя, она, конечно, не будет нам доставлять тех привычных для многих житейских радостей, ради которых многие люди все готовы оставить и променять, но зато она не будет нам доставлять и всевозможных страхов и скорбей, которых эти люди, гоняющиеся за радостями, так боятся, и которых они почему-то получают гораздо больше, чем этих самых радостей. Потому что кого ни спроси из этих самых, радующихся жизни, людей, чего у них в жизни больше, радости или печали, все они будут на что-то жаловаться, будут говорить, что у них есть печаль, лишь немногие найдутся такие, которые так говорить не будут, но с ними особый разговор.

А в целом, это распространенная ошибка, и постараемся хотя бы ее не делать, а ценить то, что действительно дает непрекращающуюся, если можно так сказать вслед за святыми отцами, радость, и то, что, наоборот, только омрачается и поглощается скверными радостями века сего. И это доступно для всех нас.

Аминь.