Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем великий праздник, который иногда по недоразумению называют днем рождения Церкви, хотя трудно сказать, какой день у Церкви день рождения, потому что надо начинать с древней Церкви, так как Церковь была предвечная. И сама Церковь – это Тело Христово, Тело Бога, человеческое тело, которое стало Телом Бога.

Таким образом, Церковь обрела свойства нетварности, бесконечности и безначальности. Поэтому единство человека с Богом тоже становится безначальным, и в этом смысле древние отцы Церкви говорили, что Церковь предвечна. И она являлась в разных образах, в разных видениях тогдашним праведникам. Поэтому не будем говорить о том, что сегодня день рождения Церкви.

Если Церковь – Церковь, то она безначальная, и дня рождения у нее поэтому нет. Тем не менее, именно в отношении Церкви сегодняшний день такой особенный. По-другому особенный день был Тайная Вечеря, когда было установлено Таинство Тела и Крови Христовой – об этом мы говорили в свое время в Великом посту.

Но сегодня дарование Святаго Духа, без которого то было бы недейственным. Потому что когда мы за литургией освящаем Святые Дары – я говорю «мы», а не «священник», потому что священник говорит от лица всех и молятся все, а кто не молится, тот и не участвует в этом, значит, для него все это останется недоступным, — мы все молимся о том, чтобы даровался Святой Дух, чтобы произошло то, что произошло с учениками в их собственных телах в тот день, память которого мы сегодня празднуем.

А что же произошло? Что даровал Святой Дух? Святой Дух даровал в Церкви единство, потому что произошло ровно противоположное тому, что произошло в древности. А что произошло в древности, противоположным чему является сегодняшний праздник? Произошло Вавилонское столпотворение. Поэтому мы даже в кондаке поем в одном из главных сегодняшних песнопений: «Егда снисшед, языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва».

Когда огненные языки раздавал – это понятно, это сегодняшний день, и Он призвал всех членов Церкви к соединению, а нечленов Церкви призвал к тому, чтобы стать членами Церкви, то есть в то же самое соединение. Это все понятно. А чему же здесь противопоставляется «егда снисшед, языки слия, разделяше языки Вышний»?

Когда-то в древности был такой случай: Бог сошел с Небес на землю для того, чтобы перемешать языки, то есть народы, и разделить их языки. Эти слова омонимичны не только в славянском, но и в греческом, с которого переводилось на славянский: «язык» в смысле народ, и «язык», на котором разговаривают люди.

Вот у людей, которые строили Вавилонскую башню, был един язык, и вообще у всех людей был един язык, и они поэтому понимали друг друга, что бы это ни значило, а потом у них оказалось непонимание – у всех появился свой язык, и люди оказались разделены после этого. Это случилось после того, как они сами попытались залезть на Небо и создать то, что обещает по-хорошему сделать Церковь, но они хотели по-плохому.

Это очень похоже на то, что сделали наши прародители  в раю. Они и так были бы допущены до этого Древа, которое было им запрещено, которое высшее созерцание Бога символизировало, но в свое время и изменившись, после некоторой работы над собой. А они дерзнули сразу, и получилось нехорошо. Вот то же самое и на свой лад повторили строители Вавилонской башни.

Они и так были созданы на земле для того, чтобы быть взятыми на Небо, потому что и так им Господь хотел это все даровать, но после некоторой работы над собой, после того, как они изменятся. Вместо этого они решили менять мир, менять все наружное, не меняясь самим, то есть менять мир под себя в плохом смысле – в смысле своей гордости. И получили то, что получили. И была у них такая Пятидесятница наоборот.

А вот теперь настоящая Пятидесятница. Но она происходит не во всем мире, потому что после Пятидесятницы, как мы легко можем заметить, не произошло такого, чтобы все люди стали друг друга понимать, и у всех них стал действительно один язык. Я имею в виду, что они не стали внутренне понимать друг друга – этого не произошло. Но при желании это происходит в Церкви.

С теми, кто приходит в Церковь и живет в ней реально, то есть не просто он приходит в истинную Церковь – этого еще мало, — но он старается именно жить как христианин, то есть работает над собой – я уж не буду углубляться в это, все, конечно, поняли, о чем речь, — то тогда такой человек начинает понимать других, другие понимают его и особенно это касается, конечно, единоверцев, которые лучше всего понимают друг друга.

И вот постепенно на земле у нас уже не образ будущего единства человечества в обожении и спасении – это не образ, а оно само. Просто оно еще не совершенно, не вполне, и не вполне проявляется, не вполне есть. Но должно быть — и именно на земле, — и вполне, и совершенно проявиться. Но если мы все-таки не исполним своего земного предназначения, и будем жить и не вполне так, как это следует, а хоть немножко так, как следует, то тогда все восполнится на том свете.

Потому что если мы все-таки по разным своим пусть и греховным и неизвинительным увлечениям будем отвлекаться от единого на потребу, но при этом будем все-таки стремиться к главному, то Господь, можно надеяться, все-таки помилует, и все довершится на том свете, что не довершилось здесь. А если мы будем даже и не хотеть этого, то, конечно, мы уже и сейчас, значит, отвергаемся от Бога и уже сейчас сами себя осудили. И мы потом там просто убедимся, что это так, а по-другому не будет.

Вот почему мы в связи с сегодняшним праздником и объединением всей Церкви вспоминаем также и усопших. Вот третья молитва коленопреклонная вся была посвящена усопшим, но также и нам, мы тоже когда-нибудь станем усопшими. И нам тоже вместе с усопшими надо сейчас испытать то, ради чего мы были приведены в этот свет, и не испытать противоположного.

Поэтому будем помнить, что в нас находятся дары Святаго Духа, что мы получили ровно то самое, что получили в Пятидесятницу те, кто был в Сионской горнице – апостолы и бывшие с ними вместе Богородица и женщины. Все это получаем мы, если мы в истинной Церкви приобщаемся Христовых Тайн. Это первое условие. Второе и последнее условие, но не менее важное, чем первое – если мы при этом хотим усвоить и молимся.

Ведь для того, чтобы нам не умереть с голода, нам нужны два условия – чтобы у нас была еда, и чтобы мы могли ее переварить. Бывает, что у людей есть еда, но они не могут ее переварить, и они умирают от истощения организма – бывает такая причина смерти при разных болезнях. Но чтобы у нас была еда, мы должны, насколько это от нас зависит, быть в истинной Церкви. Если от нас это не зависит, то Господь с нас и не спросит, потому что Он сам знает, что от нас зависит, а что нет. Но чтобы нам ее переварить, нам надо работать над собой.

Аминь.