Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Рождество Христово — “Безначальный начинается” — Бог, Который не имеет никакого начала, потому что Он вечен, получает начало; Церковь учит нас признавать, что мы чего-то не понимаем; зачем целую ночь проводить за богослужением, если родился Христос?; длинные службы и посты нужны, чтобы мы вырвались из течения нашей жизни и течения наших мыслей обычного, чтобы мы приготовились слушать; когда наступает второй или третий час богослужения, человек уже начинает слушать и следить более или менее пассивно, но хоть с какой-то минимальной внимательностью за тем, что предлагается в богослужении; тяжелые обстоятельства, которые перегораживают обычное течение нашей жизни — это основной метод для наших изменений, аскетические правила — вспомогательный; когда у нас происходят какое-то насильственные остановки течения нашей жизни, мы делаем какие-то правильные выводы, то для того, чтобы о них не забывать, и продолжать их делать, и продолжать слушать ответы Бога на наши вопросы, мы нуждаемся в том, что выражают в совокупности своей аскетические правила Церкви; Церковь учит, что не следует говорить, если тебя не спрашивают; все аскетические правила нужно воспринимать разумно и извлекать из них пользу.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В день Рождества Христова мы слышим в богослужениях и в чтениях Евангельских, и в словах Святых Отцов самые главные христианские догматы о том, как Бог воплотился, и для чего Он воплотился. Если мы слушаем, не слыша, как обычно и бывает, то есть думая о том, что можно поесть, к кому можно пойти в гости, то тогда все хорошо — ничто наше внимание не остановит, и мы просто поймем, что хороший повод у нас появился, чтобы как-то отдохнуть и иначе провести время.

А если мы все-таки прислушаемся, то мы увидим нечто неудобоприятельное, что-то непонятное. Потому что все это будет сводиться к тому, что “Безначальный начинается” — Бог, Который не имеет никакого начала, потому что Он вечен, получает начало, оставаясь Богом, для того, чтобы мы сами тоже стали нетварными и безначальными по благодати, как объясняют это Святые Отцы.

Конечно, те, кто эти слова все-таки слышат, но не хотят изменить свое мирское сознание и продолжают в тех же категориях жить, и на этом настаивать, они все равно продолжают все это отбрасывать, но уже иначе. Не так, чтобы уже совсем ничего не слышать, они просто говорят, что все это какие-то метафоры, и вообще древние люди, которые все это придумали, от нас далеки и думали о чем-то совершенно своем. На самом деле, они не особо были древние, эти люди, но можно сказать, что это не наша эпоха — каких-нибудь полторы тысячи лет назад — они были просто другие, и вообще непонятно, что они имели в виду. А если постараться, то мы, наверное, поймем, что они имели в виду: примерно, то же самое, что и мы, или они были неправы — увлекались. Вот примерно такие дают ответы.

Но это все ответы за пределами православия. Если мы хотим ответить сами себе в пределах православия, чему, действительно, во всех этих словах хочет нас научить Церковь, то мы должны постараться это понять. А для того, чтобы постараться это понять, нужно понять для начала одну вещь, более простую — понять, что мы этого не понимаем. Даже если мы понимаем это логически, что не факт, но даже если мы понимаем, то это не очень много нам дает, потому что мы все равно в жизни своей этого не понимаем. И первое, чему нас учит Церковь, это не тому, чтобы мы понимали те или иные истины, а тому, чтобы мы осознали проблему: что мы их не понимаем, даже когда слышим, и что нам нужно делать, чтобы понять.

И вот научает нас этому Церковь разными методами. Некоторые из них кажутся кому-то при поверхностном подходе очень зверскими. Вот, например, прекрасно, что родился Христос, мы все Его уважаем, так сказать, но зачем нам целую ночь проводить за богослужением? Ну ладно, есть древний обычай служить ночью, но послужили два часа и к столу. Или, может быть, все-таки послужить утром? Или вечером? Зачем сбивать себе режим? А уж если уже сбили, то зачем это делать именно так фундаментально, чтобы служить целую ночь?

Я, конечно, еще честно скажу, что к моему великому сожалению, хотя, может быть, это только к моему сожалению, но служба все-таки сегодня была сокращена, потому что многие вещи читались, которые надо было не спеша петь.То есть еще должно было бы быть дольше. Но все-таки достаточно долго это происходит. И какой в этом смысл? Какой смысл в этих больших службах? Это тот же самый смысл, что и в постах церковных и вообще во всяких аскетических правилах, которые более или менее рекомендуются всем, конечно, с поправками на здоровье, и которые все рассчитаны на одно — чтобы не дать нам жить нормально.

Зачем же все это нужно? А вот зачем: когда мы живем нормально, мы задумываемся о том, что составляет содержание нашей нормальной жизни. Ни у кого ничего божественного здесь, скорей всего, не будет, если кто-то уже не превзошел в аскетике степеней не то что известных, но даже и великих. А у обычных людей, даже старающихся быть православными, и даже уделяющих этому много сил и внимания, обычная жизнь все же весьма далека от веры, и нужно все время силой ее разворачивать, а это нужно для того, чтобы мы вырвались из течения нашей жизни и течения наших мыслей обычного, чтобы мы приготовились слушать.

Конечно, может быть, с непривычки кто-то приготовится от всенощных бдений только спать, слушать уже совсем ничего не сможет. Но если заранее настроиться, если иметь какой-то навык, постепенно приобретаемый, то кроме навыка “хотеть спать”, — который, может быть, и останется в большой мере, а, может быть, и не останется, — появится и другой навык — что-то слушать.

Потому что мы можем проследить сами за собой: если мы первый час на богослужении, то у нас в голове мелькает очень много разных ассоциаций, связанных с тем, как мы провели день, что нам надо сделать по приходу из церкви, и так далее. Очень много у нас оказывается таких дел, о которых просто необходимо подумать, когда мы наконец-то получили для этого свободную минутку, почему-то именно в начале богослужения.

Но если богослужение длится второй или третий час, то те, кто доживают до этого момента, — я, конечно, понимаю, что не все, но объясняю всем, потому что те, кто не доживают, те могут получить стимул дожить, понимая, зачем это надо, — они впадают по отношению к своим мирским мыслям в некую прострацию, или можно называть ее “второе дыхание”. Человек уже начинает слушать и следить более или менее пассивно, но отсюда хоть с какой-то минимальной внимательностью за тем, что предлагается в богослужении. А дальше, если он захочет, если у него есть навык, привыкнет и получится, то он начнет уже и понимать и активно следить за тем, что предлагается в богослужении. И тогда, действительно, будет меняться сознание.

Но я начал с того, что назвал этот метод — всякие посты, бдения — очень гуманным. А многие говорят, а что же в нем гуманного, если в нем корежится вся наша жизнь? Дело в том, что другой метод, который самый эффективный, и который все-таки остается основным, а тот, о котором мы сейчас говорим — вот такие всякие аскетические правила, которые мы более или менее добровольно на себя налагаем — он все-таки вспомогательный, так вот, основной метод — это какие-то тяжелые обстоятельства, которые перегораживают обычное течение нашей жизни. Когда мы задумываемся, какой вообще в жизни смысл, если она закончится так, как она закончилась у кого-то из наших близких, если даже и не как-то ужасно, то, может быть, раньше, чем нам бы этого хотелось, и раньше, чем ему бы хотелось.

Существует столько всяких разных серьезных вещей, которые у всех у нас происходят, и совершенно нет человека, которого это бы минуло, которые не дают нам жить так, как мы хотим. Если мы все-таки не выводим отсюда никакого урока, то дальше мы все больше и больше разбиваемся о жизнь, бывает, что как-то и гибнем нехорошо или сходим с ума. Еще часто, конечно, бывает, что придаемся разным аддикциям, вроде алкоголизма и наркомании, но если все-таки этого избежать, то тогда мы сможем более серьезно поставить вопрос о том, каков все-таки смысл всего, что происходит, и начать слушать какие-то ответы.

Даже такая постановка вопроса, в принципе, правильная, она не гарантирует нас от ошибки. Любой ошибочный ответ может быть в такой ситуации все равно нами принят. Потому что существует гордость хотя бы, не говоря о прочих наших грехах, которые обязательно искажают нашу перспективу и заставляют нас обманываться, а обманемся ли мы в конечном итоге и насколько, это уже другой разговор. Но, по крайней мере, тогда мы вступаем в какую-то борьбу. А тот, кто вступает в борьбу, тот может остаться победителем, несмотря на то, что победа дастся большой ценой. Маленькой ценой она, кстати, никому и не дается.

Тогда надо понимать, что когда у нас происходят какое-то насильственные остановки течения нашей жизни, мы делаем какие-то правильные выводы, то для того, чтобы о них не забывать, и продолжать их делать, и продолжать слушать ответы Бога на наши вопросы, мы нуждаемся в том, что выражают в совокупности своей аскетические правила Церкви. То есть и бдения, и посты, и правила поведения какие-то ненормальные. Например, что не следует говорить, если тебя не спрашивают, потому что у нас, в мирской жизни считается, что если тебя не спрашивают, то говорить все равно можно, даже если этот человек тебе не починенный, не ребенок, и вообще непонятно кто, просто твой знакомый, то тебе кажется, что у тебя есть какие-то мнения про то, как он живет, и это можно высказать. Церковь, например, это запрещает — полезное дело, если кто это правило соблюдает, он избегает массы разных неприятностей. Поэтому стоит прислушиваться к аскетическим правилам, там, вообще говоря, плохого не посоветуют.

Но прислушиваться, это значит воспринимать их разумно. Все-таки у всех разное здоровье, во-первых, и это налагает очень большое разнообразие на то, как мы исполняем аскетические правила. А, во-вторых, у всех в данный момент разные состояния, и что полезно одному, то другому еще не вместить, пусть даже здоровье ему и позволяет.Кроме здоровья, у нас есть и наше духовное состояние, и просто привычка к церковной жизни или ее отсутствие, поэтому ко всему надо подходить разумно, но это не значит, что вообще не надо подходить. Неразумно ни к чему не надо, а разумно надо ко всему, что предлагает Церковь.

Поэтому будем пользоваться такими праздничными моментами, как сегодня, когда кроме праздника и кроме разного расслабления вроде того, что отменяется пост, все-таки есть и разные аскетические моменты, вроде всенощного бдения. И будем стараться из всего извлекать пользу.

Аминь.