Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшняя проповедь по древнему обычаю произносится тогда, когда она исторически и должна была быть – после Евангелия. Она и относится к Евангелию, которое мы сейчас прочитали, и теперь должно быть от епископа толкование. Прочитали мы в Евангелии притчу о богатом и Лазаре. Она настолько много имеет разных смыслов, что хорошо бы сказать хотя бы об одном.

И можно сказать вот о чем. Особенно неочевидно у нее окончание, когда вроде бы говорит богатый то же самое, что и любой из нас склонен был бы сказать, — что надо предупредить хотя бы тех, кто остался там на земле, чтобы Лазарь, которого они знали при жизни, пришел к ним и предупредил – тогда уже они покаются и так больше жить не будут.

В ответ на эту, казалось бы, очень разумную просьбу отвечает Авраам, что так не будет, потому что им уже говорили Моисей и пророки, но они их не послушали. И поэтому даже если кто-то из мертвых восстанет, и им благовестит, то они все равно не послушают. Неужели это так? – хочется спросить. Кажется, конечно, что не так. Но если вспомнить собственное поведение, или, может быть, есть еще какие-то наблюдения за людьми, то выясняется, что это именно так, конечно.

Человек склонен не просто слушаться, а хотя бы просто слышать только то, что более или менее отвечает его запросам. И когда нам говорят что-то такое, что нам не хотелось бы исполнять, мы, прежде всего, стараемся вообще этого не услышать. Но это не всегда удается – бывает, что мы все равно это слышим, но тогда относимся к этому как-то пренебрежительно. Но это тоже не всегда удается, потому что, иной раз, мы это слышим из безусловно авторитетных для нас источников – как богатый слышал Моисея и пророков, пока он не попал в ад, и его братия.

Вот читаем мы Евангелие. Особенно при первом чтении, хотя это и было давно у многих, замечаешь, какой там образ жизни предлагается, что хорошо, что плохо. Иногда думаешь, может быть: неужели вот так прямо и жить? Этот вопрос вызывает какие-то недоумения. Но можно вспомнить, как обычно живут христиане в таких случаях, и недоумение сразу же рассеется в пользу того, что все это не так серьезно, что все это в переносном смысле.

Конечно же, так всегда устроено «народное благочестие», которое в любой религии научает нас отодвигать на задний план все ее требования, несовместимые с нормальной жизнью, и использовать ее только в тех пределах, в которых она украшает быт и помогает в достижении житейских целей.

Конечно, тогда из Евангелия выпадают очень большие куски, оно превращается в «благовестие» совершенно другого бога – мы знаем примерно, о каком боге здесь может быть речь. Но если принимать все всерьез, то оно и оказывается все всерьез. И это, конечно, сложно, потому что требуется услышать не только тогда, когда тебе что-то говорят, но требуют иметь некоторую готовность к этому.

Не просто готовность услышать, — потому что сама по себе она не бывает, — а готовность услышать, чтобы исполнять. Может быть, ты и понимаешь, чего тебе хочется, но ты понимаешь, что тебе хочется чего-то не того. И тебе хочется делать не то, что тебе хочется, а то, что надо. И вот надо узнать, что надо. Вот тогда мы прислушиваемся к тому, что нам говорит Евангелие, святые отцы. И тогда мы, — может быть, плохо, — но пытаемся исполнять.

Это совершенно другое состояние. Может быть, внешним образом люди ведут себя одинаково, совершают, положим, одни и те же грехи, если оценивать по внешним поступкам. Но один их совершает потому, что не считает, что это плохо, а другой старается жить иначе, но у него пока получается то, что получается – то есть не получается. Но это совершенно разные состояния. И не только в загробном мире будет какое-то различие для этих людей, но еще и в мире сем, потому что если этот человек сразу тут не умер, который старается по Евангелию, то, конечно, Бог ему будет давать новые способности.

Вот так слышим Слово Божие. Если мы немножечко начинаем исполнять, — причем, это «немножечко» может быть просто на уровне нашего намерения, а в жизни у нас пока вообще ничего не началось, — то Бог будет давать и другое. Здесь нам будет казаться, что Бог нам дает очень мало сил, чтобы исполнять или хотя бы понимать заповеди, но Он их дает больше и больше по мере того, как мы исполняем. Если мы будем что-то малое в соответствии с нашими силами исполнять, то будет чуть больше. Потом еще чуть больше. А потом и много больше.

Вот на это рассчитано Слово Божие. А вот если действительно кто-то придет, восстанет из мертвых,  расскажет как там и что, то мы найдем тысячу способов для того, чтобы это не принять. Либо просто не поверить, либо поверить, но отодвинуть как-то от себя – не сейчас, не для меня, у меня есть такие-то извинительные обстоятельства. И вот так постепенно откладывая для себя начало христианской жизни, мы можем никогда до него так вот и не дойти.

А дома мы все читаем и перечитываем. Почему это все время повторяется в круге богослужения, почему это вообще надо нам повторять в своей жизни, перечитывая Евангелие и святых отцов? Потому что мы забываем, а оно напоминает. И когда оно напоминает, то мы опять получаем горючее для того, чтобы стремиться быть с Богом, выполнять все то, что нам Бог  говорит, что надо сделать, чтобы его достигнуть.

Он нам все объясняет и говорит, а нам нужно только потихонечку это делать, и всегда мы будем иметь помощь Божию на то, чтобы это делать. Только у нас не будут сразу большие запасы, которые мы будем расходовать по своему усмотрению, а никаких запасов помощи Божией на то, что нам делать сверх того, что нам надо делать прямо сейчас, не будет. Но она будет появляться снова и снова по мере того, как нам надо будет делать следующие шаги.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)