Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник в честь отец шести Вселенских соборов. Это немного странный праздник. Он образовался в конце VI века и с тех пор не менялся, а шестой собор, который здесь имеется в виду, вовсе не шестой, а пятый, но зато пятый, который имеется в виду, не попадает в наш более поздний перечень вселенских соборов, но он тоже очень важен, — это Константинопольский собор 536 года, фактически вселенский, который анафематствовал самую популярную, самую перспективную версию монофизитства, — как потом подтвердилось, — Севира Антиохийского, еще при его жизни.

Несмотря на то, что разные догматические вопросы рассматривались на первых шести вселенских соборах, сегодня в каноне мы слышали, что почти все было про христологию и про Севира. Это именно потому, что праздник изначально был установлен в честь собора 536 года, а потом тех соборов, которые были до него, включая Халкидонский. Получилось пять соборов, и потом дополнили еще шестым. Понятие «шести соборов» уже только в VIII веке переосмыслилось так, как это понимают сегодня.

Это историческая справка, а по сути: почему нам так важно правильно понимать христологию? Конечно, если слушать ученых людей, то они очень легко могут нас запутать, потому что они сами запутались. Они учили какие-то категории, какие-то логики, но все, что происходит в боговоплощении, происходит совершенно иначе. Тут бы им и объяснить – а есть такие, кто объясняет, — но, в основном, они забалтывают собственное непонимание, авторы учебников чаще всего прячут собственное непонимание за многословием.

А если сказать очень коротко, то речь вот о чем. Воплощение Христово должно было произойти так, чтобы человек обожился совершенно симметрично тому, как Бог воплотился. Он должен стать Богом во всем, кроме тождества по сущности. Поэтому Троица остается Троицей, в ее число не попадает каждый спасенный человек, но во всем остальном он совершенно идентичен — он полностью является Богом.

Поэтому Иисус, наоборот, будучи совершенным человеком, не является одним из человеческого рода – в Нем нет человеческой ипостаси. Апостол Павел говорит: «человек Иисус Христос». Никто это выражение не забывает, но Он человек в том же смысле, в каком спасенный человек становится Богом. Про спасенного человека можно и нужно сказать, что он Бог, и про Христа можно и нужно сказать, что Он человек. Но как про человека нельзя сказать, что он один от Троицы, так про Христа нельзя сказать, что он только человек, один из людей, а не Логос воплощенный.

Интуитивно это можно понять довольно легко, а чтобы это представить в какой-то логике, надо заниматься этим так, как могут делать те, кто посвятил этому силы, время, имея к этому способности. А для веры простого человека этого знать не надо. Но то, что надо знать, повторю еще раз: Иисус, став человеком, остался совершенным Богом, Логосом, не появилось какого-то дополнительного персонажа при этом, и Иисус никак не отличается от Логоса – это Он и есть, просто в человеческом «виде», — но так же и спасающиеся становятся божественного «вида».

Тогда получается, что какие-то моральные изменения, которые в нас могут происходить под влиянием христианства, и даже должны происходить, делятся на бесконечность и равняются нулю по сравнению с тем, к чему мы действительно призваны. Если мы верим в это православное учение о спасении, обожении, то мы не можем говорить, что мы христиане, потому что мы перестали пить коньяк по утрам или бить свою жену. Хорошо, если мы перестали, но это еще не делает нас христианами, и, повторю, даже не приближает нас к христианству, раз мы делим на бесконечность. Но если мы даже так понемногу не будем исправляться, то тогда, конечно, говорить вообще не о чем.

А вот если будем, то что? То милостью Божией, если не в этой жизни, то за ее пределами, мы будем спасены, и благодать Божия нас будет приближать к спасению. И она не только приближает, а приводит к нему самому полностью и окончательно. Святые отцы это называют еще «преселение к Богу», то есть переселение к Богу. Это то, к чему мы все призваны.

А вот если мы хотим считать, что у нас есть какие-то сейчас достижения, то мы явно стремимся к чему-то не тому. Все, что мы можем считать достижением, даже если мы увидели Бога, даже если это настоящее видение, даже если мы это достижением посчитаем, — все это самообман, потому что и сатана видел Бога, и многие еретики видели Бога по-настоящему, а потом отпали. Поэтому это не является нашей целью.

А наша цель – видеть Бога так, чтоб не разлучаться с Ним никогда, преселиться к Нему, подобно тому, как Логос преселился к нам в Иисусе. Вот для чего нам христология.

И если мы смотрим так, то мы никогда не будем огорчаться из-за того, что у нас ничего не получается. Что у нас самих может получиться? У нас ничего серьезного получиться и не может. Но мы должны стараться настолько, насколько можем. Конечно, это означает (говорил много раз, но повторю), что мы разбиваем лбом кирпичную стенку – именно этим мы занимаемся и должны заниматься. Аскетика нас учит заниматься этим так, чтобы лоб был все время в состоянии легкой подразбитости, но не надо голову до конца разбивать об эту стенку. И да, аскетика говорит нам, что стенка от этого не рухнет, хотя надо, чтоб она рухнула, но она не рухнет, но ее обрушит – потом – благодать Божия.

Как говорит псалмопевец, Богом моим прейду стену. Вот этому нас учит правильная догматика, это мы можем понимать из собственной молитвенной жизни, поэтому совершенно небезразлично, какую веру исповедует наша Церковь, какую веру исповедуют наши епископы. Все могут это понимать, за этим следить, и главное, чтобы была вера святоотеческая и православная.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)