Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас такое интересное совпадение: праздник Благовещения пришелся на Великий вторник, когда вспоминается притча о десяти девах, мудрых и юродивых. А среди всех образцов дев мудрых, конечно, Пресвятая Богородица оказывается самой первой.

И действительно, когда мы вспоминаем рассказ о Благовещении и о том, что предшествовало Благовещению, мы видим даже некоторые черты сходства с этой притчей. Она тоже была в некотором чертоге, была уединенной, там не было никого посторонних, и Она готовила себя к встрече с Богом всей своей предшествовавшей (правда, не очень долгой) жизнью. Ну а мы понимаем, что если мы даже пять минут не можем помолиться и иметь внимание к Богу, то хотя бы и небольшое количество лет провести таким образом — это куда более затруднительно и полезно.

Мы можем вспомнить еще Слово Григория Богослова, где говорится: Девы, девствуйте, да Христу станете матери. То есть все это напоминает нам сегодняшний день. И все это, конечно, располагает нас к известным аскетическим принципам, о которых все присутствующие здесь что-нибудь да знают, и может быть, даже кто-то знает об этом много.

Но у людей, и даже у тех, кто знает очень много о том, как надо жить по-христиански, все время возникает такая проблема: почему-то все эти знания с нашей жизнью не соприкасаются, и наше чтение и изучение напоминает такое кручение педалей велосипеда, когда слетела цепь. У нас хорошо получается крутить педали и даже довольно быстро, потому что сопротивления никакого нет, но мы никуда не едем, потому что слетела цепь.

Где эта «цепь», чтобы наши знания об аскетике (пусть не обо всей аскетике, а хотя бы о том, что мы сейчас говорим — быть в такой тишине, в которой можно быть готовым к приятию Божию) чтобы наши знания, велики они или скромны, — чтобы они хоть чуть-чуть работали, чтобы пусть плохо, но ехать.От чего это зависит?

Это зависит от нашей простой способности делать правильную паузу между входящим и исходящим сигналом. Когда мы получаем какой-нибудь сигнал либо извне, либо изнутри (причем, у нас голова от беспорядочного кружения мыслей подает беспорядочные сигналы), мы начинаем на это как-то реагировать. Но ведь не обязательно сразу реагировать.

Есть такая привычка у многих людей, которая особенно обостряется у тех, кто сидел в тюрьме: как только какой-то сигнал пришел, нужно отреагировать за долю секунды. То есть если тебе показалось, что тебя оскорбили, надо успеть ударить сразу. Конечно, не у всех тех, кто над собой специально не работал, чтобы таким не стать, реакции такие. И все же реакции большинства людей на самом деле очень напоминают эти «тюремные» реакции, только они замедленные. Просто нам скорости не хватает, а так мы бы и рады реагировать так же, но просто не научились.

То есть принцип такой: мне что-то показалось, и я сразу стал дергаться, сразу стал что-то делать, сразу стал что-то хотя бы говорить. И вот это категорически нельзя, этого категорически не должно быть. Если мне что-то показалось, либо извне, либо мне в голову пришла проблема, которую я должен решить, я, прежде всего, должен помолчать, чтобы установилась тишина. Потому что мне надо узнать волю Божию.

А чтобы узнать волю Божию, надо настроиться на «прием». Не на «передачу», а на «прием». Но мы все время настроены на «передачу». И поэтому мы принимаем только сильные сигналы, которые грозятся сжечь наш «радиоприемник», а так все время что-то «транслируем» и, конечно, все это довольно безумное.

Если же мы настраиваемся на «прием», мы можем отсеивать лишние «шумы». Мы понимаем, что нас не касается совершенно или касается в том только смысле, чтобы специально нас отвлечь какими-то людьми или бесами, нам посланными, или мы сами себе уже посылаем сигналы, но тоже с помощью бесов. И таким же образом мы понимаем то, что действительно является каким-то посланием к нам, когда мы думаем и слушаем. То есть надо больше слушать, чем говорить.

Если ты будешь больше слушать, чем говорить, то это не значит, что таким образом всегда будет узнаваться воля Божия, но шансы ее узнать будут повышаться. И главное, будет постепенно повышаться навык это делать, то есть умение слушать. А тогда постепенно будет формироваться и то, что называется добродетелью рассуждения.

Итак, чему нас учит сегодняшний праздник, если очень коротко и если только самое главное: не надо постоянно работать на «передачу», а надо настраиваться на «прием». И очень много раз подумать, и даже не подумать, а помолиться, прежде чем что-то «транслировать» из себя вовне.

Аминь.