Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали чтение об исцелении расслабленного, которое многократно описывается в Евангелиях, и слышали слова Господа: «Оставляются тебе грехи твои». И возмущаются этим иудеи – кто Он такой, чтобы прощать грехи, потому что только Бог может прощать грехи.

Из этой сцены много поколений людей делало разные выводы, и нам в частности, может быть, очень знаком, — но мы понимаем его ошибочность, — вывод многих протестантов – подчеркну, что не всех, но многих, и некоторые даже так называемые православные либерального склада тоже так считают, – что если мы ходим в церковь, если мы причащаемся, если мы верующие люди, то мы уже спасены.

Слова «Оставляются тебе грехи твои», разумеется, относятся к нам. Слова Господа не могут не относиться к нам, — но неверна их интерпретация в том смысле, что мы уже спасены, и нам для того, чтобы пойти в Царство Небесное, нужны сущие пустяки – нужно умереть, и нам будет все гарантированно.

Но православная Церковь, конечно,  — за исключением этого, повторю, либерального сектантства, — учит, конечно же, иначе. Но, к сожалению, количественно преобладающее учение не просто неверное – это было бы еще полбеды, – но оно захватывает также и многих из числа тех, кто на сознательном уровне его не разделяет.

Оно заключается в том – я сейчас переведу на нерелигиозный язык, чтобы было более понятно, – что православие заключается в культивировании в себе невроза, комплекса вины, будто мне ничего не прощается, что я самый виноватый, и для того, чтобы эту вину загладить, я должен совершать некие ритуалы хотя бы. То есть на этой почве возникает обсессивно-компульсивная симптоматика, тоже невротическая, а может быть и серьезное психическое расстройство. Неврозы – это цветочки, хотя они вполне могут одну конкретную жизнь пустить под откос. И все равно остается тревога, что я не спасаюсь, я погибаю, и тогда не просто духовной, а и просто жизни этот человек уже не ведет. Он просто ведет жизнь больного человека.

Конечно, если мы про себя будем знать, что для того, чтобы погубить свою душу, нам ничего особо не надо, дело за малым – достаточно помереть, – то, скорее всего, мы не будем ошибаться в этом выводе. Скорее всего, так и есть. Но от этого вывода до невроза путь далеко не прямой. Или если даже прямой, то все равно длинный. И мы не должны идти этим путем. А как правильно ко всему этому тогда относиться, если невроз – это не наш метод, потому что это не православие?

Посмотрим на святых отцов. Среди них были люди, которые обладали достаточно серьезными психическими расстройствами, типа шизофрении, например – это запросто, – но вот невротиков среди них, как правило, не было, потому что православие, наоборот, помогает избавиться от невроза, даже если б была предрасположенность, даже если раньше невроз был. Православие, может быть, не мешает смотреть галлюцинации, но оно успокаивает, в принципе, не создает тревоги. За счет чего? За счет правильного отношения к этому самому главному моменту в православии.

С одной стороны, я грешен и виноват, и, может быть, как говорили некоторые святые – вряд ли мы искренне скажем это про себя, но святые могли, – что я грешнее всех человек на земле, – но при этом не впадали от этого в невроз, потому что знали, куда бежать и что делать.

И это самое главное, что мы должны понять в православии, — что мы никогда не должны рассуждать в категории «что мне за это будет». Вместо этого мы должны рассуждать в категории «что я должен делать». Не что мне будет за нарушение того и сего, хотя это иногда, конечно, полезно знать, потому что это стимулирует к правильным мыслям, но это еще не сами правильные мысли. Сами правильные мысли всегда в форме таком: что я должен делать?

Конечно, смотря какой у нас грех, смотря какой каждый из нас человек — а все мы разные, несмотря на большие черты сходства между многими людьми, — и поэтому такой ответ никто не будет искать, который всем подходит. Каждый именно для себя должен найти – «что именно я должен делать?» И не вообще, потому что тут тоже много чего разного можно делать, но что надо делать прямо сейчас.

Но есть нечто в православии, что является самой главной частью этого ответа. Она совершенно одинакова для всех людей, независимо  от того, какие у нас конкретно грехи, и независимо от того, что это за люди – насколько они правильные или, наоборот, грешные, и какая у них психологическая и психическая конституция.

Что же это такое – самое-самое главное? Надо предавать себя Богу – «И весь живот наш Христу Богу предадим», говорится в ектении, в церковной молитве. Это нам напоминает, что мы должны делать не только тогда, когда слышим эти слова в церкви, а всегда. Прежде всего, надо предавать себя Богу, понимая, что лучше, чем  Он, к нам никто не относится. В том числе и мы сами к себе лучше не относимся, потому что мы можем быть очень эгоистичными, но наш эгоизм все-таки туп, а у Него и не эгоизм, и не туп.

Поэтому есть, Кому доверять, и есть основания к этому.

Аминь.