Зачем нужна Евхаристия. Почему Апостолы просвещались, а Иуда омрачался? Все благое, что подает Господь, мы сами можем обратить себе во вред. Сребролюбие в широком смысле — неупование на Бога и привязанность к земному. Люди, которые приходят к церковным таинствам, чтобы получить что-то земное, совершают грех Иуды.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, в Великий Четверг, Церковь вспоминает целый ряд евангельских событий, главным из которых является Тайная вечеря. Точнее говоря, Церковь не просто вспоминает Тайную вечерю, но сегодня праздник самой Евхаристии, сегодня литургия совершается не просто как воспоминание той Тайной вечери, которую Господь совершил, а еще и в память самого установления Евхаристии, т.е. таинства при котором хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, и только через участие в этом таинстве можно стать членами Тела Христова. Потому что от того, что Христос воплотился в каком-то человеке Иисусе, который заведомо не тот же самый человек, что я, — мне от этого никакой пользы не может быть, а польза мне от этого будет только тогда, когда я сам буду участвовать в этом воплощении Бога. И вот, ради того, чтобы мы все могли в нем участвовать, существует таинство Евхаристии. Потому Господь и сказал, что не будет иметь жизни тот, кто не причащается Его Тела и Крови. Поэтому это так все и необходимо.
Сегодняшнее богослужение очень подробно раскрывает нам глубокий и таинственный смысл того, что происходит. К сожалению, немногие люди, даже из более или менее постоянно ходящих в церковь, присутствуют за этим богослужением настолько полноценно, чтобы услышать и понять то, что говорится. Хотя, конечно, текст богослужения главнейших церковных праздников, таких как сегодняшний, желательно прочитать глазами и знать текст, благо сейчас эти книги достаточно доступны. Но даже читая и зная, мы часто не понимаем языка. Дело даже не в том, что мы церковнославянского языка не понимаем, а просто не понимаем употребляемых в богослужении терминов. Вот, например, сегодня мы несколько раз пели тропарь сегодняшнего праздника: “Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся”. “Просвещахуся” и “омрачашеся” — тут мы понимаем, в чем разница: “просвещатися” — значит “исполняться света”. Но в то же время мы и не знаем, что значит “просвещатися”. Потому что это еще и церковный термин, который означает “креститься”. То есть здесь речь идет о том, что через умовение ног ученики приняли крещение.
И действительно, такое церковное предание существует. Правда, некоторые святые отцы учили по-другому; это, строго говоря, не учение Церкви, а предание с маленькой буквы, но преобладающим является то мнение, что умовение ног учеников было для них крещением, и потом Апостолы, будучи крещены Самим Господом, крестили других. Но смысл здесь тот, что крещение, которое получили все ученики, в том числе Иуда — и мы будем об этом еще много петь во время утрени с чтением 12 Евангелий, — оно на всех действовало так, как и должно было действовать, т.е. просвещало, а на Иуду, получается, действовало противоположным образом — омрачало. Почему так получается, объясняет уже даже одно это песнопение, — потому что он недуговал сребролюбием. Недаром и святой Иоанн Златоуст, слово которого мы читали, говорит, что все, что нам подает Господь, и наипаче все церковные таинства, все это существует для нашей пользы, но мы сами можем — и Иуда тому пример — воспринять их так, что они послужат нам во вред. И не таинства будут в этом виноваты, и это не значит, что они могут причинять кому-то вред, потому что Господь никому вреда не хочет. А просто человек бывает сам настроен неправильно.
И вот, в чем была неправильность настроя Иуды? Она выражалась в сребролюбии. Но опять же — что такое сребролюбие? В буквальном смысле это любовь к деньгам. Но святые отцы, которые учат о сребролюбии как об одной из основных страстей, говорят, конечно, о сребролюбии в более широком смысле слова. И люди, которые в обычном смысле слова неповинны в чрезмерной любви к деньгам, тем не менее, вполне могут быть сребролюбцами. Потому что сребролюбие, как объясняют все святые отцы, говорящие о сребролюбии как об одном из восьми главных греховных помыслов, может быть выражено, например, и такой мыслью: “Кто меня пропитает в старости? Буду собирать деньги, потому что будущее неизвестно…” И вот, все такие помыслы, которые обличают внутреннее неупование на Бога и нежелание Ему предаться, такое вот беспокойство, — они по сути дела свидетельствуют о безбожии и являются греховными. Но какой это грех? Святые отцы классифицируют это как сребролюбие. И сребролюбие, которое в таком виде знакомо каждому из нас, даже тем, кто особо не увлекается деньгами, оно является неким образом вообще всех греховных привязанностей. Конечно, все греховные привязанности называть сребролюбием было бы неправильно, потому что мы тогда запутаемся; но говорить о сребролюбии Иуды как о привязанности вообще к земному все же имеет смысл.
Поэтому, возвращаясь к тексту сегодняшнего тропаря, можно сказать, что таинства церковные, прежде всего крещение, с которого начинаются вообще все церковные таинства, а потом, разумеется, и Евхаристия, в которой Иуда тоже поучаствовал, получив причастие Святых Христовых Таин, — они бывают нам неполезны и даже окончательно нас губят так, что в нас, по евангельскому выражению, “входит сатана”, в том случае, если мы привязаны к земному. И действительно, мы можем думать, что у нас какое-то хорошее настроение, когда мы идем в церковь, но на самом деле это не всегда так. Я уж не говорю о случаях, когда люди крестятся или крестят детей для того, чтобы они были здоровы, чтобы у них все было хорошо; или водят детей причащаться для того, чтобы у них хорошо прошел учебный год; а когда таких утилитарных целей нет, так они и не водят их причащать, и креститься не желают. И хотя хорошо, когда люди хоть как-то задумываются о Церкви и решают, что она им зачем-то нужна; но в таких вот случаях в таинствах им надо отказывать, объясняя, что они неправильно подходят к таинствам. Это не только священники, а вообще все христиане должны делать, потому что такие люди обычно советуются со своими знакомыми христианами. Надо им объяснять, что так к таинствам подходить нельзя, что они нужны для другого, что причащаться, конечно, необходимо и креститься необходимо, но не прямо сейчас, а после некоторой подготовки. Все это нужно объяснить так, чтобы человек понял. Если же ничего этого не объяснять, если человек, просто потому что у него жизнь как-то не ладится, начинает ходить причащаться и исповедоваться, чтобы жизнь наладилась, то он бывает повинен в грехе Иуды. Потому что Иуда хотел чего-то житейского, что выражалось в его сребролюбии; а все остальные страсти, которыми люди руководствуются в своих поступках, ничем не лучше этого сребролюбия. Конечно, если они очень захотят, они получат таинства, но это будет то же самое, как если бы человек принял пищу, которую он не способен переварить. А для того, чтобы, с помощью Божией, стать хоть немного к этому способным, он сначала должен пересмотреть свои интересы, а уж потом идти причащаться.
Поэтому не будем думать, что пример Иуды от нас очень далек, потому что мы вроде бы люди хорошие, а он вот такой плохой. Потому что и мы люди не очень хорошие, и он тоже был неплохой. Потому что когда он был среди учеников, то о нем вроде бы ничего плохого не говорили, а когда он уже предал, то уже и стали говорить, какой он был изначально плохой. Но хотя такая его характеристика и имеет под собой основания, это не повод, чтобы делать из него какого-то монстра, не так уж сильно он отличается от каждого из нас. Поэтому будем помнить, что пример Иуды от каждого из нас совсем недалек, а может быть, ближе, чем пример остальных Апостолов, которые просвещались на Тайной вечери. Поэтому будем стараться оставшиеся дни поста использовать для того, чтобы получше запомнить, запомнить, так сказать, на уровне мышечного чувства то отношение к миру и к Богу, которое заповедано христианам, чтобы смотреть на Бога и не смотреть на мир, точнее, смотреть на мир скользящим взглядом. Нам необходимо в какой-то степени смотреть на мир, чтобы исполнять какие-то обязанности, которые у каждого из нас есть в миру; но лишний раз на мир смотреть не надо, и не нужно интересоваться миром сверх необходимости. И вот тогда мы постепенно будем тоже “на умовении вечери просвещатися”. Аминь.