Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Обрезание Господне: Христос подчинился Ветхому Завету для того, чтобы через него открыть Новый; св. Василий Великий — это учитель православной веры и православной догматики; литургия Василия Великого гораздо пространнее, чем литургия св. Иоанна Златоуста; св. Василий Великий писал о том, как Троица может быть троичной — это самый главный спор его времени; жизнь Василия Великого — пример того, как Церковь стояла во время самых больших церковных нестроений – господства арианской ереси; св. Василий умер тогда, когда казалось, что все его идеи совершенно разбиты; св. Григорий Богослов, друг Василия Великого, был смещен с кафедры после II Вселенского собора, за что был на отцов собора весьма обижен; бывает, что наши желания исполняются так, что мы не в состоянии опознать, что они исполнились, и что, действительно, это были наши желания; мы должны стремиться к тому, чтобы нам быть в Церкви, чтобы знать, где Истинная Церковь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, на восьмой день после Рождества Христова, мы совершаем Обрезание Господне и праздник Василия Великого. Обрезание Господне в этот день мы совершаем потому, что так положено было по Ветхозаветному Закону, и Господь Иисус Христос принял по плоти обрезание на восьмой день после рождения. Это означает Его вхождение по плоти в Ветхий Завет с Богом, потому что Он принял на Себя Ветхий Завет для того, чтобы через него открыть Новый.

Принятие Ветхого Завета и вступление каждого отдельного человека в Ветхий Завет означало чинопоследование обрезания. Господь наш тоже его совершил в нужный день. Почему в восьмой день? Потому что осмерица – это символ вечности. В неделе семь дней, а восьмой день означает вечность, и завет с Богом совершается в вечности. Такой смысл одного из сегодняшних праздников.

Другой праздник, память Василия Великого, совершается потому, что именно в этот день преставился ко Господу святой Василий Великий. Это произошло, по новейшим уточненным данным, в 378 году. Кто такой Василий Великий?

Василия Великого мы вспоминаем за богослужением почти всегда, потому что во время всенощного бдения, праздничной утрени, во время всенощного бдения на литии произносится имена трех святителей, и первым идет его имя: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого. Уже даже из этого можно видеть, что Василий Великий является одним из нескольких самых-самых главных особых учителей Церкви.

Кроме того, его именем надписана литургия, которая совершается десять раз в году, в том числе, и сегодня, в день его памяти. Но эта литургия была не столько им составлена, хотя позже она была им отредактирована, сколько это была просто основная парадная литургия в Константинополе. Долгое время в Константинополе всегда служили только эту литургию, но потом ее заменили более краткой литургией Иоанна Златоустого. Мы почти не замечаем разницы, когда стоим на той или другой литургии, только евхаристический канон поется дольше на литургии Василия Великого, потому что там длинная тайная молитва. Но раньше эти тайные молитвы читались вслух, и разница была очень заметна – литургия Василия Великого гораздо пространнее.

Что же сегодня для нас означает память Василия Великого?

Во-первых, для всех мало-мальски грамотных людей, кто может себе это позволить — а кто может себе позволить, тот должен это себе позволить, – это учитель православной веры и православной догматики. Его творения переведены на русский язык, они доступны, и там объясняются самые основные понятия нашей догматики: что такое природа, что такое ипостась и так далее.

Также он излагает, как это Троица может быть троичной. Это самый главный спор его времени, поэтому для нас важно до сих пор именно его объяснение этой великой тайны. Но хотя можно сказать сразу, что, объясняя такие великие тайны, как тайны Троицы и Боговоплощения, наши толкования, если они правильные, объясняют нам как именно и что именно мы не понимаем в этих тайнах нашим разумом.

Это как раз и будет правильное объяснение, потому что ложное объяснение, как, например, еретиков IV века, с которыми Василий Великий боролся, как раз выражается в том, что нужно так-то и так-то понимать великие тайны, а это и есть один из способов уйти в ересь.

Кроме того, для всех нас, независимо от уровня нашего образования, жизнь Василия Великого — пример того, как Церковь стояла во время самых-самых больших церковных нестроений. В его время, в IV веке, были такие большие церковные нестроения, которые, может быть, даже и превосходят наши современные, или, по крайней мере, с ними сопоставимы.

В это время господствующими все время оказывались ариане – еретики. Некоторые, кто не сочувствовал их вере, шли с ними на компромисс, общения с ними не разрывали, и лишь немногие, подобные Василию Великому, ориентировались на великого святого той эпохи, Афанасия Александрийского, и никогда не были в общении с арианами. При этом они, конечно, и сами оказывались в изоляции.

Такое время приходилось переживать и Василию Великому. Причем он не только бывал в изоляции по той причине, что у власти были ариане, но иногда он оказывался в изоляции и от православных, которые его — несправедливо, разумеется, — подозревали в ереси.

Он пасторски думал, как привести разных еретиков к православной вере, и во многих случаях ему это удавалось. Так, он не всегда требовал от еретиков, чтобы они очень четко осуждали свою ересь, а требовал, чтобы они очень четко исповедовали православную веру, и иногда это другим православным давало повод думать, что он сам еретик. В результате, сам Василий Великий умер посреди самых больших церковных нестроений, в очень большой изоляции, когда ни ариане, которых было тогда очень много, ни православные, которых было очень немного, не имели с ним никакого церковного общения.

Василий Великий умер от тяжелой болезни, которая не смогла ему окончательно помешать управлять церковными делами в последние годы его жизни. Он все время ожидал своей кончины по болезни, еле ходил, а то и не ходил, а лежал, но, тем не менее, руководить церковными делами ему удавалось в течение многих лет. В конце концов, он умер тогда, когда, казалось бы, все его идеи совершенно разбиты.

Прошло совсем немного времени, чуть более двух лет, и ситуация радикально переменилась. Был созван II Вселенский Собор, который осудил арианство, убрал других еретиков от Церкви. Все опять изменилось надолго в пользу православных, причем политика Василия Великого в отношении примирения еретиков была взята на вооружение всей Вселенской Церковью. То есть, можно сказать, что его дело победило.

Но было все не так просто. Когда надо было заниматься церковными делами, и надо было противопоставить еретическим епископам православных, Василий Великий настоял, чтобы его твердо православно верующий друг Григорий Богослов принял на себя епископский сан, несмотря на то, что этот святой не имел никаких особых способностей, чтобы быть епископом. Но нужен был еще один голос на соборах, нужен был авторитет епископа, и Василий Великий настоял, за что его друг очень сильно на него обиделся.

В результате, на момент смерти Василия Великого во главе православной паствы Константинополя стоял Григорий Богослов. Но этой православной паствы было очень мало – только одна маленькая церковь. Остальная часть паствы в Константинополе, остальные храмы были в руках еретиков.

После II Вселенского Собора все изменилось, но такого церковного администратора, каким был друг Василия Великого Григорий Богослов, тоже уже терпеть не стали, поэтому его вежливо, но настойчиво попросили уйти куда-нибудь на покой. Григорий Богослов был смещен с кафедры. Он не хотел это признавать, но, в конце концов, пришлось, и он уехал в провинцию, в город Назианз, откуда был родом, и там еще продолжал свое епископское служение.

II Вселенский Собор так и вошел в память Григория Богослова как нечто для него обидное. Он так и не смирился с его решением. Есть письма, написанные уже после II Вселенского Собора, в которых он называл этот Собор “стаей галок”, галдящих не по делу и принимающих всякие дурацкие решения. Тем не менее, церковного общения с ними он не прерывал — понимал, что все-таки это Церковь.

Вместо Григория Богослова был поставлен святой Нектарий, который на момент Собора не был даже епископом, а был светским чиновником и возглавлял, говоря современным языком, Министерство Обороны в соединении с МВД. Он не был даже крещен. И вот такой человек, который должен был наладить церковную жизнь православия после победы над арианством, был крещен, возведен во все степени священства и поставлен вместо Григория Богослова.

Понятно, что Григорий Богослов это не воспринял как правильное решение, но практика показала, что епископ был очень хороший, и как раз в свое время очень пригодился и вошел в историю Церкви тоже как святой.

Вот так неожиданно исполняются наши желания, если они согласны с волей Божией. Но бывает, так исполняются, что мы не в состоянии опознать, что они исполнились, и что, действительно, это были наши желания.

Я напомню, что Василий Великий, который все к этому разрешению вел, все подготовил, умер, когда ничего из этого еще не сбылось, хотя очень скоро после его смерти все образовалось наилучшим образом. Во-вторых, когда сбылось, то его ближайшие друзья оказались очень обижены, и даже неизвестно, насколько бы Василий Великий с пониманием бы это воспринял.

Вот так и мы должны не унывать, если до самой нашей смерти церковные дела будут в каком-то неустройстве. Наша задача состоит не в том, чтобы все церковные дела были устроены — это ни от кого от нас в отдельности не зависит. От нас зависит только то, чтобы мы сами были устроены в церковных делах. Для кого-то это, в частности, означает, что надо заниматься какой-то церковной деятельностью на общее благо. Мы этим занимаемся, но результаты нам неизвестны.

А для всех это означает, что мы сами должны, в первую очередь, стремиться к тому, чтобы нам быть в Церкви, чтобы нам знать, где истинная Церковь. Именно там надо причащаться и исповедоваться, а чтобы это было не зря, надо в обычной своей повседневной жизни тоже молиться, каяться, стараться не грешить, и вообще жить по-христиански.

Аминь.