Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память таких святых, которых в народе считают покровителями животных и поэтому почитают особенно. Тут даже нельзя сказать, что они покровители каких-то животных, а вообще животных. И поскольку православие очень тесно связано с животными, поэтому это значимая дата. Понятно почему: большинство людей традиционно занимались сельским хозяйством, то есть животными. Во-вторых, раньше те, кто жили в городах, все равно рядом имели лощадь и других животных. Поэтому все равно получалось, что никуда от этого не уйти.

Даже в наше время, когда лошадей в городах почти нет, все равно мы от этого не уходим, потому что опыт показывает, что каждый православный человек, только если у него нет аллергии или чего-то такого совсем уж необычного, имеет дома кошку или кота. Пока трудно богословски обосновать, почему это так, но это почти догмат. Практически нет из этого правила исключения. Действительно, православие определенные отношения к животным все время предполагает, хотя, может быть, трудно это полностью объяснить.

Конечно, есть какие-то вещи, которые православие не допускает. Конечно, с одной стороны оно не допускает какого-то плохого, отталкивающего отношения к животным, с другой стороны, оно не очень располагает к тому, чтобы их превращать в людей, чтобы с ними разговаривать как с людьми. Может быть, в какой-то степени с животными даже лучше разговаривать, чем с людьми – это понятно, — но в целом надо понимать, что все-таки животные имеют душу, но не бессмертную.

Человек тоже имеет такую животную душу, которая связана с его эмоциональной жизнью и с движениями тела, но сверх этого он имеет еще бессмертную душу. А у животных может быть какая-то высокая эмоциональная жизнь, но бессмертная душа, которая сотворена Богом, и которая имеет, по выражению некоторых святых отцов, частицу Бога, присуща только человеку.

Другое дело, что отличие бессмертной души от смертной нельзя объяснить просто через какие-то рациональные вещи. Вполне может быть, что животных можно научить многим вещам, которые они пока не умеют, а человек умеет. Это, может быть, зависит просто от физиологических ограничений, которые могут быть преодолены с помощью техники. А вот бессмертная душа у них никак не получится.

Но надо понимать еще и другое: человек намного более животное, чем об этом принято думать. Обычно считается, что если он ходит в театр, и ему там интересно, то он не животное. А это ведь не так. Просто одним животным интересно одно, другим – другое. Одним интересно рыться в земле или есть сыр, а другим, комарам, например, интересно летать в лесу, иным же интересно ходить в театр.

Все эти, так называемые в нашем обществе, духовные потребности, ничего специфически человеческого в себе не имеют. Точнее говоря, имеют не более, чем вообще животные отличаются между собой, в том числе и своим поведением, своими интересами. То, что специфично для человека, совершенно никак не укладывается и не попадает в то, что попадает в кругозор человека мирского. Я даже не буду говорить «человека неверующего», потому что он может быть верующим, но живущим мирскими интересами. Это совершенно другое.

Вот если меня лишить абсолютно всего — всего, что я могу назвать «мое», как говорили некоторые праведники, например, Моисей и апостол Павел, что даже и душу свои потерять готовы, — все равно останется некоторое «я», которое принимает решение. Это и есть субъект человека – его бессмертная душа в этом проявляется. Это нельзя описать через какие-то другие вещи.

Еще часто нам говорят, что нельзя доказать Бога, откуда вы знаете, что Бог есть, это просто у вас такое предположение, и вам оно нравится. Хорошо, мы согласны говорить в такой терминологии, но тогда мы  в той же самой терминологии спросим: «А кто вам доказал, что существуете вы сами? Это же тоже только ваше предположение, что вы существуете».

Как это можно доказать? Это известный философский вопрос – доказать никак нельзя, нет логического доказательства, что я существую. Так же нет доказательства, что существует Бог. Но, не имея этого доказательства, я исхожу из того, что в том, что я существую, я не ошибаюсь. По крайней мере, так явно лучше, чем исходить из того, что я не существую.

Так же и с Богом. Бог доказывается из практики. Можно жить с Богом, но не так, что просто считать, что Бог там где-то есть, предположим, на Луне, а именно на Него уповая, обращаясь к Нему молитвенно. Тогда получится уверение, что Бог существует.

Точно так же и с нами: благодаря тому, что мы существуем, мы совершаем свои ежедневные поступки и понимаем, что существуем. И вот это «я» — это то, чего нет у животных, это то, что нас от них отличает. А в филармонию ходить, в театр, смотреть телевизор – это все может и животное. Если какие-то животные, кроме человека, это еще не умеют, то в будущем их может кто-то научить, хотя бы из научной любознательности.

Аминь.