Уже почти наступили пасхальные дни, и как мы в них войдем, так, скорее всего, и проведем весь год, потому что лучшего времени для внутреннего сосредоточения и обучения молитвы, чем Великий пост, у нас не будет. Постараемся провести Великую Субботу во внутренней тишине, так чтобы эта тишина нашей внутренней кельи, в которой мы можем молиться Богу, осталась с нами и во время праздника.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы совершили богослужение Великой Пятницы, начали богослужение Великой Субботы и совершили самую главную его часть — утреню с чином погребения Спасителя. Теперь уже можно сказать, что ни одной великопостной службы впереди больше не осталось, а осталась только служба пасхальная. Потому что когда мы в следующий раз соберемся в храме, завтра днем, мы будем служить уже вечерню того дня, когда Христос воскрес, вечерня уже не погребения, а воскресения Христова; именно поэтому на ней будут читаться паремии, т.е. чтения из Ветхого Завета, где прообразовательно говорится о воскресении Христовом. Т.е. мы уже вплотную подошли ко дню Христова Воскресения. Поэтому остались последние уже не дни, а часы, чтобы нам собраться с чувствами и мыслями, завершить Великий пост и войти в этот праздничный период, который будет продолжаться 50 дней до праздника Святой Троицы. И нас к этому располагает строгий пост, который продолжается сегодня, а также и завтра будет довольно строгий пост. Нас к этому должно располагать то, что мы готовимся завтра к причастию. И если только физическая возможность есть, надо обязательно причащаться и в субботу, и на Пасху. К сосредоточенности нас должно располагать и то, что мы готовимся к исповеди и всячески думаем о своих грехах, которые мы, может быть, еще не совсем поняли и исповедали за время Великого поста.
И мы должны понимать, что вот как мы сейчас завершим Великий пост, как мы войдем уже завтра днем, а еще больше ночью в праздник Пасхи, так мы в очень большой степени и будем жить весь следующий год. Потому что лучшего времени для нашего покаяния и для того, чтобы научиться молиться, чем Великий пост, у нас все равно не будет. Может быть, будут какие-то особые обстоятельства, которые вынудят нас особенно молиться, но это будет кратковременно и не у всех, и кроме того, в этих обстоятельствах будет много другого, что будет нас отвлекать от молитвы, например, чрезвычайная скорбь, — потому что, скорее всего, такие обстоятельства бывают скорбными. А Великий пост — это не скорбное обстоятельство, это такое время, когда мы, без всяких дополнительных причин, просто потому, что Церковь нас к этому ведет, можем побольше помолиться и покаяться в своих грехах, а от каких-то вещей, которые располагают ко грехам, просто отказаться и их не делать.
Поэтому постараемся, вступив сейчас в Великую Субботу, которая есть время нарочитого молчания всякой плоти — и об этом будет петься завтра за богослужением, — постараемся хоть немножко научиться и приобщиться этому молчанию, которое на самом деле есть молчание внутреннее, чтобы внутри нас установилась некая постоянная тишина, в которой мы можем молиться Богу; чтобы внутри у нас была келья, в которую не долетает никакой шум, и чтобы, когда кончится Великая Суббота и начнется праздник, мы вступили в него не в мирском смысле, так что шум этого праздника уничтожил бы всякую тишину, которая, может быть, и была хоть немного в нашей внутренней келье, — но чтобы этот праздник был, по слову библейскому, “шумом празднующих”, т.е. той радостью, которая бывает в душе исключительно от молитвы, т.е. от беседы с Богом и от хвалы, которая внутри нас воздается Богу. И чтобы праздник был у нас праздничным в духовном и христианском смысле слова, постараемся сейчас оставшиеся до него часы провести в тишине; постараемся провести их в тишине так, чтобы эта тишина осталась в нас и во время праздника, и чтобы праздник стал для нас не временем рассеяния, а наоборот, временем еще большего сосредоточения. Аминь.