Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Нужно благотворить не ожидая, что тебе вернут. Хотя часто Господь возмещает нам отданное через других людей, но для души полезнее, чтобы не было никакого воздаяния в мире сем. История двух монахов, ограбленных разбойниками. Кто ищет от людей благодарности за благодеяния, тот не христианин. Более тонкая форма этого греха — делать людям добро с целью воспитать их “для себя”. Но чтобы ощутить присутствие Божие, надо сначала ощутить свое одиночество, отказавшись от всяких взаимных связей “ты — мне, я — тебе” на любом уровне. Мы должны искать только одной благодарности от Бога — Царствия Небесного.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы сегодня слышали в Евангелии знаменитые слова Спасителя о том, что мы должны оказывать благодеяния тем, кто не может нам воздать тем же самым. И Господь не сказал, что мы не должны оказывать благодеяния или давать взаймы тем, кто может нам вернуть это, но Он сказал, что так делают и язычники, и потому никакой пользы для Царствия Небесного мы не получим, если будем так поступать. Но, конечно, если мы не будем так поступать, т.е. не будем благотворить тем, кому можем оказать благодеяние только под тем предлогом, что этот человек нас может чем-то отблагодарить впоследствии, то это окажется нарушением других заповедей. А здесь речь идет о том, что если мы благотворим могущим нам воздать, то мы всего лишь не оказываемся повинными тому наказанию, которому подвергнутся нарушители этой заповеди. Но пользу для души бывает от другого. От чего? От того, что Господь перечислил в сегодняшнем евангельском чтении, а именно: давать взаймы тем, кто нам не может отдать и вообще оказывать всякие благодеяния тем, кто не может нам ничего вернуть и ничем отблагодарить.

Конечно, можно сказать, что и это имеет какую-то материальную награду. Потому что, милостью Божией, очень часто получается так, что мы кому-то помогаем, ради кого-то трудимся, даем кому-то что-то материальное, отнимая от себя, но зато потом кто-то другой, не этот человек, а другой точно так же обращается с нами. И мы не можем ему ничем воздать, но он нам оказывает необходимую помощь. И поэтому можно сказать, что действительно, когда мы даем нищим, бедным и всем тем, кто не может нам вернуть и воздать тем же самым, то мы как бы даем свой капитал на хранение Богу, Который потом обязательно вернет его с процентами еще в мире сем. Во многом это так. Но сегодняшнее евангельское чтение все-таки не об этом, а о том, чтобы нам никогда не ждать и не искать возврата вложенного капитала.

Есть такая история на эту же тему про одного старца, который жил в одинокой келье; это было в IV веке. Однажды пришли разбойники его грабить, и он сам все им отдал и когда увидел, что они не взяли одну вещь, то побежал за ними и сказал: “Дети, вы еще забыли это”. После чего разбойники пришли в умиление, передумали грабить старца и все ему вернули. Эта история действительная, она стала очень известной, попала в патерики, и многие поколения монахов воспитывались на ней. И вот, в VI веке какой-то другой монах повторил подвиг этого старца и рассказал об этом другому монаху. И тот спросил его: “Ну и что же, разбойники тебе все вернули?” На что тот ответил: “Боже упаси! Я совсем этого не хочу!” Конечно, для души лучше, чтобы не возвращали; хотя для разбойников, конечно, лучше покаяться и вернуть. Но для нас полезнее, чтобы мы не получали ничего взамен.

Вот так мы и должны жить. Мы, наверное, все это слышали много-много раз, но почему-то все время срываемся с этого пути. Почему? Часто мы даже и не начинаем систематически следить за собой, чтобы так поступать. Но даже если мы начинаем следить за собой, то все равно срываемся. Что же нам мешает? Из-за чего происходят такого рода срывы? Обычно из-за одного и того же — из-за того, что мы, если не сознательно, но по крайней мере, бессознательно (если только мы не будем специально работать над собой и даже поначалу, если будем), делая кому-то что-то, ожидаем от него взаимности. Не всегда мы ожидаем от него взаимности в каком-то материальном эквиваленте, но почти всегда ожидаем взаимности в каком-то душевном эквиваленте.

Конечно, самая грубая, самая низкая и абсолютно недостойная христианина форма, в которой мы можем ждать чего-то в душевном эквиваленте от людей, — это так называемая благодарность. Конечно, тот, кто ждет от людей благодарности, тот сам себя отлучает от Бога и уже не христианин. Потому что так поступают только язычники, да и то не все. Делать людям хорошее нужно исключительно для того, чтобы была благодарность от Бога, который воздает тем, кто ему угождает. Если мы начинаем на кого-то обижаться, что вот, мы ему сделали то-то и то-то (а еще, кстати, не факт, что мы действительно принесли ему пользу своими действиями), а никакой благодарности не получили, — то мы тут только можем благодарить Господа за то, что Он нам показал, что мы абсолютно не христиане, и молиться о том, чтобы Господь избавил нас от такого мерзкого грехопадения, как хотение благодарности, которое сродни блудным и самым скверным помыслам.

Но все бывает, конечно, более тонко и более душевно. Даже если мы не впадаем в такой грубый грех, мы впадаем в аналогичные, но более тонкие грехи. Мы стремимся своею помощью какого-то человека воспитывать, и не просто воспитывать — потому что всякая помощь, полезная для его души, в любом случае будет воспитанием, и здесь нечего нарочно и стремиться быть воспитателем, — но как-то выращивать его для себя. Я уж не говорю, что это бывает при воспитании детей, но это относится почему-то и к воспитанию тех людей, которых мы видим буквально в течение пяти минут, т.е. это уже просто такая зараза, которая распространяется абсолютно на всех. Но даже и в воспитании детей это уже большая педагогическая ошибка, а с точки зрения христианства это просто тяжелый грех — воспитывать их для себя, чтобы они потом, грубо говоря, подали стакан воды. Но как замечено уже в одном современном анекдоте, человек умирает и говорит: “Вот странно: я умираю, а пить-то и не хочется!” Поэтому лучше нам стремиться к тому, чтобы у нас не было желание получить перед смертью что-то такое, чего Господь нам Сам не посылает. Если Он нам посылает стакан воды, то хорошо; а если Он нам ничего не посылает, то лучше пусть нам пить-то и не будет хотеться.

Поэтому не будем искать никогда ничего ни от кого, если мы ищем всего от Бога. Но что же нас останавливает, когда мы решаем так делать? Почему мы буксуем, почему у нас ничего не получается? Потому что тогда оказывается, что у нас нет никаких дружеских связей. Потому что все родственные и дружеские связи (а родственные связи тоже должны быть дружескими, потому что нужно, чтобы они чем-то наполнялись, а иначе получается отчуждение между родственниками, что мы очень часто наблюдаем) — все эти связи, если мы над собой не работаем, если мы не по-христиански, а по-язычески относимся к другим людям и вообще живем по язычески, они нам нужны для того, чтобы как-то нас душевно поддерживать, чтобы мы что-то от кого-то получали. А если мы от этого отказываемся, нам становится очень и очень плохо. Потому что мы начинаем чувствовать, что такое одиночество. Но, к сожалению, невозможно, не почувствовав, что такое одиночество, почувствовать, что такое присутствие Божие. Потому что Господь не будет нас утешать, если нас ничто особенно не огорчает или если у нас есть кто-то или что-то, что может нас утешить в огорчениях. Если мы не хотим быть одинокими, то тогда зачем же нам Господь? Мы уже имеем хорошую компанию, которая нас более или менее устраивает, по крайней мере, в достаточной степени устраивает, чтобы мы не хотели променять ее на другую — на общество Самого Бога. А по-христиански надо жить по другому: “Не любите мира, ни того, что в мире”, — т.е. действительно должно быть отчуждение от мира. А в повседневной жизни это отчуждение от мира происходит, если мы ни от кого ничего не хотим, если мы не стремимся создавать какие-то связи с взаимностью, так чтобы ты — человеку, а он — тебе, если это даже просто душевное расположение.

Мы, конечно, должны радоваться, когда чья-то душа становится более христианской, если это происходит с нашим участием, но эта душа ни в коем случае не является нашей собственностью, и нашей прямой целью не является чье-то воспитание. Наша прямая цель — это исполнять заповеди, поменьше грешить и поменьше вредно влиять на окружающих. Если мы будем поменьше влиять на людей вредно, мы будем больше влиять полезно. Но это все, собственно говоря, не мы сами, а сила Божия, которая будет совершаться в нашей немощи. Поэтому не будем бояться одиночества. Нужно понимать, что в эти самые неприятные моменты, когда одиночество подкатывает (потому что мы, конечно, должны сами себя отделить от всех людей, всех родственников и знакомых), только в эти моменты мы можем приблизиться к Богу. Поэтому не будем ждать ни от кого никакой благодарности, но будем стремиться получить от Бога одну-единственную благодарность, которая есть Царствие Небесное. Аминь.