Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Большая часть святых нам неизвестна по именам; исходя из вечности, мы можем обращаться еще и к тем святым, которые пока не родились; почитать святых — означает обращаться к ним в своих молитвах; главное – единство Церкви – единство Тела Христова; мы должны подражать святым в том, чтобы самим становиться святыми, в этом и заключается православное учение; все мы одинаково являемся избранниками Божиими, но каждый из нас рискует стать Иудой, который тоже был избранником Божиим; необходимо все больше и больше узнавать волю Божию о нас, в этом и заключается наше избранничество; современное свидетельство о преодолении искушений важно для нас, но мы должны всех современных проповедников сравнивать со святыми отцами; полезно руководствоваться писаниями св. Игнатия Брянчанинова, который жил в близкое к нам время.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память всех святых, и как говорится в сегодняшнем богослужении, мы не просто совершаем память всех святых, которые празднуются под другими датами в течение всего года, не просто совершаем память и тех святых, которых мы не празднуем, потому что забылись их имена, — а, может быть, их имена и никогда не были известны, потому что многие святые подвизались в полной безвестности, никто про них не знал, или никто не знал, что они святые.

Поминая святых под именами, мы понимаем, что это лишь небольшая часть в море, а основная часть святых нам даже и неизвестна по именам. Но это не значит, что мы с ними не едины. Мы едины с ними, мы обращаемся к ним всегда, когда мы поминаем всех святых в наших молитвах, но особенно для поминовения всех святых существует сегодняшний день как специально установленный Церковью праздник. Но и это не весь сонм святых.

Мы сегодня поминаем и тех святых, которые еще не явились на земле, которые не успели стать святыми, хотя, может, и родились, и даже тех, которые не успели еще родиться. Поскольку у Бога все находятся в вечности, и там уже все святые существуют, мы также обращаемся и к ним в наших молитвах. Потому что, когда мы обращаемся из вечности, то не так принципиально, кто где был во времени. Мы не говорим, будто бы эти святые как-то предсуществуют своему рождению. Нет, они не предсуществуют, но исходя из вечности, мы можем обратиться также и к ним.

Поэтому мы обращаемся ко всем святым, которые только существуют в православной Церкви, хотя если мы будем на них смотреть со стороны времени, со стороны нашего земного существования, то мы обращаемся к тем, кто уже был в прошлом, и к тем, кто будет в будущем, и к тем, кто уже есть в настоящем. Вот как мы объемлем единым почитанием всех святых. Но что такое – почитать святых?

Каждый совершенно правильно знает ответ: это значит обращаться к ним в своих молитвах. Действительно, мы не можем не обращаться к святым в своих молитвах, потому что даже в земных житейских делах мы обращаемся к совету тех, кто в этих делах более преуспел. Мы стараемся у них учиться, просим, чтобы они нас вразумили в том деле, в котором мы еще не преуспели, а они уже преуспели. Например, мы обращаемся к старшим товарищам на работе, и это совершенно правильно.

Но в самой главной нашей работе как христиан, т.е. в том, что бы быть христианами, в том, чтобы спасаться, мы тоже обращаемся к тем, кто больше нас преуспел. Причем, не важно когда они жили, чтобы к ним обратиться. Они слышат нас из вечности, поэтому мы к ним обращаемся всегда. Мы обращаемся к ним для того, чтобы они нас вразумили, научили, что нам делать, как нам быть христианами в той ситуации, в которой мы сейчас оказались или окажемся завтра. Мы также обращаемся и просто к их молитвам, потому что самое главное — единство Церкви.

Единство Церкви – это не просто возможность дать кому-то какой-то совет. Это важно, но это не главное, даже если этисоветы – особое вразумление свыше от святых и от самого Бога, и мирским способом эти советы и вразумления не получить. Это чудесное, но это не главное. Главное то, что мы находимся с ними в единстве Церкви, которое есть единство Тела Христова; мы все с ними, пока мы не отделяем сами себя от этого единства своими грехами. Но даже в случае, когда мы отделяем себя от единства, мы все равно можем обратиться и покаяться. Для того, чтобы покаяться и узнать, как больше не грешить, мы тоже обращаемся к святым, и как раз этому они нас особенно научают.

Но самое главное, чему мы должны учиться, если мы почитаем святых так, как это положено делать православным христианам, — это другое. Главное – это подражать им в том, чтобы становиться святыми. Мы сами должны стать святыми. Это не является делом вкуса. Нельзя считать, что кто-то может быть просто христианином и спастись, а кто-то, кто особенно этим увлекается, может хотеть и становиться святым. Так некоторые думают про христианство, но такой подход совершенно недопустим в православной Церкви и совершенно несовместим с православным учением. Православное учение заключается в том, что было сказано еще в Ветхом Завете в книге Левит. Господь Бог говорит через Моисея всему народу израильскому: “Будьте святы, как Я Сам свят есмь”.

“Будьте святы” относится не только к Ветхому Израилю, когда и не могло быть вполне еще это исполнено, но относится, прежде всего, к Новому Израилю, которым является вся христианская Церковь. Так, мы имеем заповедь становиться святыми. Это значит, что мы не можем отрекаться от исполнения этой заповеди, ссылаясь на то, что мы не являемся такими избранниками Божьими, как такой-то или такой-то святой. Мы именно являемся избранниками Божьими, все мы одинаково Его избранники. Если мы только призваны в Церковь, если мы вообще услышали проповедь о христианстве, то еще прежде, чем мы на нее откликнулись, — а возможно мы ее и отринем, не примем,— Господь уже сделал нас своими избранниками, если обратился к нам с этой проповедью.

Но Господь не насилует нашей свободной воли, поэтому, став Его избранниками, мы можем от Него отречься. Например, Его избранником был Иуда, которого Он сам выбрал. Уж кто, как не Иуда был избранник Божий? Но из-за своей злой воли, которая осталась свободной после избрания, Иуда не получил пользы от избрания, а получил, наоборот, еще больший грех. Мы все можем пострадать, подобно Иуде, будучи избранниками Божиими, поэтому не надо как-то гордиться, нет вообще никакого повода для гордости в ощущении своего избранничества.

Если мы верим в Бога, если мы верим, что Церковь – это Церковь, то это не значит, что мы теперь автоматически будем получать какие-то великие блага от Господа. Самое главное мы уже получили – это само избрание. Теперь важно, что мы должны дальше делать: узнавать волю Божию, узнавать ее все больше, и больше, и больше в течение всей жизни. Каждый раз мы узнаем лишь малую часть воли Божией о нас, а не вообще обо всем мире, обо всех христианах, или хотя бы о наших знакомых и родственниках. Узнаем только о самих себе, но познаем ее потихонечку, по мере того, как мы исполняем то, что нам открыто из требований Бога к нам в данный момент. По мере этого мы начинаем узнавать еще немножко больше, еще немножко и так потихонечку преуспевать. В этом должно состоять главное, что в нашей жизни есть. В этом наше избранничество.

Все мы, приходя в Церковь, как учат святые, особенно Максим Исповедник, становимся тоже святыми потенциально. Когда мы слышим “святая святым”, а древнее последование к литургии перед причастием в некоторых чинах даже звучало не как “святая святым”, а гораздо строже: “кто не свят, тот да не причащается”,— мы должны подходить, понимая, что мы еще не стали святыми, но должны к этому стремиться и все для этого уже имеем сейчас.

Потенциально мы стали святыми, коль скоро присоединились к Церкви, но не будем забывать, что и Иуда тоже потенциально стал святым, но актуально с ним произошло что-то совершенно другое. Поэтому и мы, хоть и приступаем к Евхаристии — это мы правильно делаем, — должны понимать, слыша “святая святым”, что святые мы потенциально, а актуально все может оказаться наоборот. Наша актуальная задача – стать святыми, память которых мы сегодня совершаем. Поэтому будем подражать им.

Но для этого важно не только узнавать, как они жили, не только важно читать их писания, наставляющие нас, а важно еще не слушать другого. Ведь Господь говорил еще притчу о плевелах. В частности, там рассказано о том, что какие-то семена были брошены на хорошую почву и проросли, но большое количество сорняков тоже были на этой же почве, и они заглушили нужные всходы. В нашей жизни мы можем вспомнить очень много историй, когда мы начали что-то делать, чему-то учиться житейскому, но полезному, у нас это вроде бы стало получаться, но потом мы отвлеклись и в результате ни в чем не преуспели, хоть у нас и были способности.

Точно так же может произойти и с нашим христианством, если мы, помимо того, что слушаем и читаем святых, начинаем слушать вовсе даже не святых. Но мало того, что мир нам очень много говорит: пойди туда, посмотри на это. Один телевизор чего стоит, но и без телевизора — достаточно пройти по улице, чтобы увидеть очень много соблазнов. И без улицы очень много наших знакомых и родственников, с которыми мы постоянно общаемся, благодаря чему видим массу разных причин побежать куда-то в сторону от Церкви. Но даже если мы будем, с грехом пополам, преодолевать эти все отвлечения — конечно, с грехом пополам, просто согрешив, будем каяться и исправляться, — то останется еще другое.

В Церкви еще есть очень много людей, которые и устно, и письменно в книжках говорят нам о том, что христианство надо понимать так-то, и так-то, и так-то. При этом они отходят от святоотеческого учения. Конечно, нам необходимо слушать наших современников и тех христиан, которые жили в наших или почти в наших условиях недавнего прошлого. Ведь если они действительно сообщают в своих писаниях какой-то церковный опыт, то этот опыт может для нас быть очень ценен тем, что он относится прямо к обстоятельствам нашей жизни, к нашим современным искушениям.

Но при этом надо быть очень осторожным, потому что очень часто такие книжки, не успевшие пройти проверку временем, на самом деле дают нехристианский опыт преодоления тех искушений, которые, предположим, у нас у всех есть. К сожалению, люди часто по законам века сего приспосабливаются к христианству. Поэтому, когда мы слышим какого-нибудь современного проповедника или читаем какие-нибудь современные книжки, должны всегда сравнивать это со святыми отцами, которых мы должны читать.

Мы должны понимать и видеть, есть ли здесь единство предания, живет ли человек самсвятыми отцами древности, старается ли жить в современности так, как жили бы древние. Тогда опыт такого человека нам будет очень важен, даже если мы еще не знаем, святой он или нет. Может быть, он и не святой по каким-то своим человеческим прегрешениям, но, по крайней мере, он человек старательный, и мы тоже можем, если мы сами старательные, чему-то у него поучиться. Это было бы хорошо.

Но если он просто пишет какие-то благоглупости, как пишут разные священники какие-то книжки, исходя из того, как удобно прожить, а, вовсе не исходя из того, как жили святые отцы, и как бы они поступили в подобной ситуации, то тогда, следуя этому писателю, мы, скорее всего, получим грех. Поэтому будем относиться с осторожностью к тому, что читаем из современной литературы.

Будем руководствоваться Игнатием Брянчаниновым, особенно его письмами. Он жил в середине XIX века, но тогда уже было много проблем, которые существуют сейчас, только более остро. Очень полезно его читать, чтобы иметь некоторый камертон для понимания многих современных писаний.

Будем стараться исправлять каждый свою жизнь, пусть она даже очень далека сейчас от Церкви, но сообразно с тем, как учили святые, с тем, как жили они. Каждый из них тоже когда-то был далек от Церкви, но постепенно пришел. Даже те из них, кто были в младенчестве крещены и воспитывались в христианских семьях, тоже должны были прийти как-то сознательно, сделать этот выбор. Ведь мы знаем столько людей, которые в детстве получили христианское воспитание, потом жили совершенно не христианами, или, может быть, как-то с трудом каялись, но святыми их не назовешь.

А святые стали святыми не потому, что получили какое-то воспитание, хотя оно им и очень сильно помогало, а потому что они сами обратились. Мы знаем, что очень многие святые были воспитаны совершенно не в христианстве, и даже во враждебном к христианству духе, но они обратились и изменили свою жизнь. И вот мы тоже, будучи изначально враждебными Богу и христианству, или пренебрежительно к нему относясь (это тоже разновидность вражды), будем стараться исправлять свою жизнь в соответствии с тем, как учили святые. Обращаясь к ним, мы можем быть уверены, что они никогда не оставят нас без своей помощи, что мы всегда будем с ними вместе, и если мы будем к этому стремиться, то они станут нашими более близкими и более друзьями, чем все остальные наши друзья и близкие.

Аминь.