Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Отношения с Евхаристией это наши отношения со Христом. Евхаристия должна быть согласна с верой, а вера — с Евхаристией. Для этого мы должны быть православными и хранить догматы Церкви. Нужно быть в общении с православным епископатом. Нельзя терпеть ересь, но нужно терпеть разные не касающиеся исповедания веры недостатки, которые могут быть в истинной Церкви. Если человек не готовится постоянно в своей жизни к причастию, то он отпадает от веры.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память установления Евхаристии, совершающуюся каждый год в Великий Четверг. Но в сегодняшний день не только воспоминается то, как когда-то Господь совершил Тайную Вечерю, но прежде всего эта память показывает нам, как нам пребывать членами Истинной Церкви.

Из канона Великого Четверга, который читался на утрени, совершенно понятно, что отношения с Евхаристией это наши отношения со Христом. Потому что Христос называется там Премудростью Божией, Которая уготовала Свою трапезу, которой и является Евхаристия — Тело и Кровь Христовы, — и Сам Христос является этой трапезой, т.е. Телом и Кровью. И поэтому, находясь перед Святыми Тайнами, мы стоим перед Самим Господом, и как мы относимся к Евхаристии, так мы относимся и к Самому Господу. Поэтому один из святых первых веков христианства, священномученик Ириней, епископ Лионский, сказал, что “наша вера согласна с Евхаристией, а Евхаристия согласна с нашей верой”.

Что это значит для нас? Для нас это значит, что мы должны все время наблюдать за тем, когда Евхаристия перестает у нас быть согласной с верой, а вера с Евхаристией. Это происходит в нашей жизни ежечасно и может быть исправляемо только покаянием. Кроме того, возможно, мы даже живем так, что у нас вообще никакого согласия Евхаристии с верой нет. И тут надо смотреть, что это означает.

Во-первых, Евхаристия может быть согласна с верой только тогда, когда вера у нас православная. И если у нас вера неправославная, то мы никак не можем причаститься истинных Тела и Крови Христовых. То есть либо мы, соответственно своей неправославной вере, идем в какую-то неистинную церковь, где не бывает Евхаристии; либо, если мы идем даже и в Истинную Церковь, где совершаются истинные Таинства, мы сами, по причине своего внутреннего уклонения от православной веры, не можем быть им причастны. Поэтому православный христианин не должен иметь никакого уклонения от учения Церкви в том, что касается догматов веры, — а для этого нужно стараться постоянно их узнавать, и чем дольше мы живем, тем больше и глубже мы их должны узнавать. Не надо думать, что догматы это что-то такое отвлеченное, что нам в нашем хозяйстве, в нашей обыденной жизни не нужно или очень для нас сложно. Потому что все, что касается Бога, очень сложно не только для нас, а вообщедля любого человека. И если какой-то человек научается говорить о Боге на языке каких-то логических понятий, то он от этого не становится более понимающим догматы. Суть догматов одинаково может быть понятна людям и владеющим логикой, и не владеющим логикой, и имеющим одно образование, или другое, или вообще никакого, но лишь при одном условии — если они сами стараются с верой принимать то, чему учит Церковь, не мудрствовать ничего своего и не принимать никаких лжеучений, которые люди могут и сами выдумывать, и брать откуда-то уже готовые — может быть, более понятные и тешащие какие-то наши страсти, вроде самолюбия, саможаления и т. д.

Также надо понимать, что мы можем отпадать от веры и тогда, когда вроде бы психологически, на уровне нашего личного сознания, мы от веры не отпадаем и веруем православно. Мы это делаем тогда, когда с безразличием относимся к тому, в какой церкви нам причащаться и т. д. Потому что если мы сами, может быть, психологически и на личном уровне храним православную веру, то мы не должны забывать еще и о другом — что православным является не тот человек, кто сам думает православно, а тот, кто при этом думает еще и о том, православны ли его епископы. Потому что только в общении с православными епископами у нас может быть православная вера. И не надо себя обманывать — ни те епископы, которые провозглашают официально какие-то вероучения, которые были некогда осуждены святыми отцами, вроде, скажем, католичества или армянского монофизитства, ни те епископы, которые провозглашают современный экуменизм, православными епископами не являются. И независимо от тех лукавых формулировок, которые могут допускать экуменисты, надо понимать, что если какие-нибудь еретические церкви при этом называются “церквами-сестрами”, если совершаются и официально разрешаются моления с экуменистами и еретиками, то в такой церкви не может быть православного епископата. И уж что бы тут ни говорили такие епископы, они лгут и православными быть не могут. Конечно, мы, может быть, захотим себя обманывать в этом вопросе, но если мы будем так себя обманывать, то мы сами будем виноваты в своей крови. Потому что если супруг не хочет, чтобы жена его выгнала, когда он ей изменяет, то он может всячески говорить, что она у него только одна; но если при этом он изменяет ей, и это видно по его поведению, то было бы крайне неразумно ему верить. И в этом случае даже церковные правила, а тем более аскетические предписывают расторгать подобный брак. Аналогичные вещи каноны предписывают и по отношению к епископату, потому что епископ считается супругом своей Церкви. И поэтому не надо себя уговаривать и внушать себе, будто еретики не являются еретиками.

И вот, с этой стороны мы должны терпеть всякие неудобства, которые могут возникать оттого, что мы не находимся в общении с еретическим епископатом. Неудобства могут быть в данном случае разные, вроде того, что нам трудно добраться до храма и из-за этого, может быть, редко мы имеем возможность причащаться; или в тех храмах, которые у нас есть, священники обладают какими-то плохими качествами. Но если они при этом все-таки не отпадают от православия, то это надо терпеть. Потому что если мы будем терпеть что-то плохое, что бывает в истинной Церкви, но что не настолько плохо, чтобы Церковь переставала быть истинной, то это будет христианская добродетель. А кроме того, такое терпение само ведет к исправлению, если и не совершенному, то хоть в какой-то степени, того, что происходит плохого.

А вот если мы начинаем терпеть ересь, то тогда это уже никакая не добродетель, хотя это и мучение. Но это мучение ради неправедных целей. Как многие люди мучаются, чтобы удовлетворять своим страстям, скажем, тщеславию и любостяжанию, и ради этого претерпевают большие беды и опасности, но это не является христианской добродетелью, так же и тут, потому что в конечном счете все это следствие какого-то самоугождения в поисках душевного комфорта.

И еще мы должны понимать, что Евхаристия может быть согласна с нашей верой только в том случае, если мы действительно к ней стремимся своей личной жизнью. Потому что часто бывает, что люди считают себя православными христианами, иногда приходят в Церковь, может быть, самую что ни на есть истинную, но в течение почти всего года не думают о том, чтобы причащаться или исповедаться, или думают об этом, но всего один или несколько раз в год, может быть, в посты. Это, конечно, совершенно несерьезно. Потому что если человек живет так, что причащается даже и чаще, чем 4–5 раз в год, но при этом считает, что надо просто уделять Церкви какое-то время, которое для остальных жизненных занятий уже потеряно, т.е. вырвано из жизни, и в это время причащаться, а во все остальное время не надо готовиться к причастию, а надо просто жить, то такой человек фактически тоже отпадает от веры, причем сам себе сознательно это позволяет. Потому что такие люди считают, что христианином можно быть только время от времени. Но конечно, это не так. Потому что если ты сознательно отпадаешь от Церкви на какое-то время, потому что не считаешь нужным в это время быть христианином, то тебе потом будет все труднее и труднее придти в Церковь. Ведь хотя Господь долготерпелив и будет пытаться такого человека вразумить, чтобы он понял, что действительно отпадает от Церкви, но если человек все-таки будет упорствовать в таком своем поведении, то Господь не сможет его вразумить, потому что свобода воли никогда не насилуется Богом, и тогда человек фактически совершенно отпадет от Церкви.

Мы должны понимать, что на самом деле мы, конечно, не какие-то особенные дни только должны посвящать Богу и в эти дни готовиться к причастию, хотя действительно, например, в посту мы некоторые дни полностью посвящаем Богу и Церкви, а должны обязательно каждый день и даже каждое мгновение нашей жизни посвящать Богу. Прежде всего это, конечно, выражено в заповеди о непрестанной молитве, но также это относится и к тому, чтобы постоянно готовиться к причастию. Подготовка к причастию должна быть не таким делом, которым мы занимаемся только в какие-то недели или дни, а таким делом, которым мы обязательно занимаемся ежедневно. Если мы в течение какого-то дня ловим себя на том, что мы не готовились в этот день к причастию, т.е. не думали о своих грехах, не думали об исповеди и отвлекались от молитвы на какие-то совершенно пустые интересы, мы должны, замечая это за собой, каяться — и каяться именно в том, что мы отпадали от Бога и проводили жизнь совершенно не христианскую. И вот, не надо здесь сомневаться в том, что если мы действительно позволяем себе в какие-то дни не готовиться к причастию, то конечно, это означает, что мы от Церкви отпадаем. И если мы к этому будем относиться безразлично и считать, что, ну что же делать, такие уж мы немощные, сейчас мы отпадаем, а потом покаемся, то конец наш может быть довольно-таки плохим. Во-первых, мы можем умереть в тот момент, который будет между этими нашими периодами покаяния; во-вторых, может случиться так, что все наши периоды покаяния совсем уже не будут приниматься Богом, хотя психологически, может быть, нам будет казаться иначе.

Поэтому будем ставить себя все время перед Евхаристией. Во-первых, будем в нашей личной жизни все время готовиться к встрече со Христом в причастии, даже если мы живем, может быть, очень далеко от храма и очень редко можем причащаться. А во-вторых, будем думать о том, что мы должны быть всегда там, где исповедуется православная вера, где, может быть, епископам и клирикам присущи разнообразные человеческие недостатки, но во всяком случае им не присуща ересь. И вот тогда Господь, Премудрость Божия, умудрит нас на то, чтобы мы делали все потребное для нашего спасения. Аминь.