Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мы ввели у нас в церкви несколько необычный обычай, если можно так сказать. Для того чтобы он стал обычным, он просто должен войти в обычай, то есть должен продолжаться долго и постоянно. Заключается он в том, чтобы служить вечером литургию Преждеосвященных Даров не только в дни Великого поста, когда она в обязательном порядке служится по уставу, но и в другие дни.

Сейчас Успенский пост, когда мы начали этот обычай, пост более строгий, приближенный во многом к Великому посту по своему уставу. Но, конечно, мы продолжим эту традицию и в другие дни, когда нет никаких многодневных постов. Есть несколько периодов, когда нельзя служить литургию Преждеосвященных Даров – это субботы и воскресенья, сплошные седмицы, дни великих праздников. Тогда должна служиться полная литургия. Во все остальные дни не только можно служить, но это было исконное древнее церковное установление.

В Иерусалиме в IV веке в будние дни всегда вечером было причастие, была какая-то не очень понятная служба, но за которой предлагалось причастие, и это не была полная литургия, которая служилась по субботам и воскресеньям. Потом эта традиция долго сохранялась повсюду, и особенно долго сохранялась в монастырях.

И у нас есть два таких чина для вечернего Причащения. Один – это литургия Преждеосвященных даров, который все у нас знают, а другой – это чин самопричащения запасными дарами, который тоже служился каждый день, но в монастырях, и от которого у нас в часослове так называемые изобразительные великопостные перед девятым часом. Этот чин заключался после «Отче наш» причастием Святых Даров, и его служили в будние дни, когда не служили литургию, например, в палестинском монастыре святого Саввы Освященного в Х веке, да и позже.

Для монашествующих является правилом долгое неядение в течение постных дней, а каждые среда и пятница – это постные дни. Поэтому причащение вечером – это совершено естественная вещь. Но для немонашествующих это тоже не возбраняется. И те благочестивые люди, которые испокон века, не будучи монашествующими, как-то стремились к спасению души и как-то подвизались, они тоже в этом отношении уподоблялись монашествующим.

Это я говорю про старые времена. А в наши новые времена это еще легче и еще более уместно. Что касается монашествующих – это во все века одинаково, и как раз естественно, что мы проводим постные дни в неядении до вечера, а первая еда, которую мы вкушаем – это Святое Причастие, и как раз более естественно причащаться вечером, а не утром.

Но и для немонашествующих сегодня это особенно естественно, потому что многие люди, кстати, и монашествующие в том числе, в течение дня должны заниматься разными трудами. И многим трудно прийти на литургию, или надо отслужить несусветно рано, что гораздо хуже и тяжелее. А можно вот так не торопясь: поработать, сделать все необходимые дела, при этом сосредотачиваться днем на том, что вечером предстоит самое главное событие не только сегодняшнего дня, но и всей жизни – встреча со Христом непосредственно, как это бывает только в Евхаристии.

И весь день будет посвящен этому. А ты хоть и делаешь дела, которыми положено тебе заниматься, ты при этом собираешь свое внимание на том, что является смыслом твоей жизни – жизни со Христом.

Это то, что нас особенно поддерживает в течение Великого поста, все мы это испытываем из года в год, причащаясь в Великий пост по вечерам в среду и пятницу, а иногда и в другие дни, когда по уставу положена дополнительная литургия Преждеосвященных даров. Но какие же основания лишать себя этого в остальное время года? Совершенно никаких. В церковном уставе нет никаких запретов служить литургию Преждеосвященных даров, когда нет поста. А в праздничные дни, субботы и воскресенья, сплошные седмицы, повторю, она, действительно, служиться не должна, так как в такие дни строгого поста с совершенным неядением до вечера не бывает.

Поэтому, на мой взгляд, очень хорошо, если этот обычай, опробованный в Великий пост, будет у нас продолжаться в течение всего года. То есть постную пятницу мы будем проводить в работе, в пощении, а вечером – в причащении Святых Тайн вместе с торжественной молитвой, которые предоставляет нам литургия Преждеосвященных даров.

Аминь.