Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Богоявления, и сегодня мы так же совершили чин Великого освящения воды, который совершается ежегодно специально ради этого дня. И многие люди, даже далекие от Церкви, все равно знают, что в этот день в церкви освящается и раздается какая-то волшебная вода с какими-то особенными свойствами.

Конечно, чем дальше внутренне человек от Церкви, тем более магические представления у него о свойствах этой воды. Даже какие-то люди с учеными степенями начинают рассуждать, как там меняется природа, меняются свойства воды именно в этот день, и прочие безумные глаголы. Конечно, только эпохой атеистического одичания, которая правда началась не в 1917 году, а для интеллигенции гораздо раньше, поэтому интеллигенция и довела до 1917 года нашу страну, можно объяснить такие рассуждения.

Из-за этого одичания приписывают какие-то несуществующие свойства святой воде, воскрешается языческое сознание относительно всяких там заговоренных и магических вод, трав и еще не знаю чего, а учение Церкви об этом совершенно не понимается. Действительно, святая вода – освященная, она особенная, она является большой святыней и потому Церковь ее освящает, потому ее раздает, потому к ней так относится, и потому она служит для всего того, о чем мы сегодня молились: для освящения домов, во здравие души и тела людям эта вода дается, это действительно так. Но это свойство не магическое, а совершенно другое. Какое же это свойство? От чего оно зависит? Мы поймем, от чего оно зависит, если мы вспомним событие сегодняшнего праздника – это Крещение Господне. Что при этом произошло?

Кто читал Евангелие или кто хотя бы слышал чтение Евангелия за сегодняшней службой, тот хоть что-нибудь да помнит и понимает. Когда Христос пришел на воду, то не просто Иоанн Предтеча Его покрестил, не просто Иоанн Предтеча Его опознал как Мессию, будучи пророком – это тоже очень важно и боговдохновенно, – но произошло еще что-то большее, нечто другое. А именно: открылись Небеса и глас Божий засвидетельствовал о том, что это Сын Божий: “Сей есть Сын мой возлюбленный”. И Дух в символическом виде, но в виде настоящего голубя, сошел на Его главу.

Как говорит церковное Предание, одновременно и воды просветились светом. В буквальном смысле это, возможно, было не так, Евангелие об этом ничего не говорит, хотя, может быть, это было именно так, но это неважно. Важно, что если даже этот свет был невидимым, понятно, что когда Сам Бог сошел в воды Иордана, и когда открывалось Его божество, благодаря голосу Отца и явления Духа в виде голубя, то тогда божество воздействовало и на воды – тем самым они освящались. Чем тогда освящалась вода Иордана, тем и сейчас освящается святая вода – присутствием Божием, благодатью Божией. И когда мы сегодня читали молитву на освящение воды, то так и обращались к Нему, чтобы Он благодатью Святаго Своего Духа освятил воду сию. Вот что произошло. А чем отличается вода, освященная благодатью Святаго Духа, от всякой нелепой воды колдунов и тому подобных суеверий? Чем она отличается от околонаучных суеверий о сверхъестественных свойствах воды? У нас сейчас много шарлатанства от науки,которые распространяют специфические для нашего времени формы язычества и суеверий.

Чем же отличается от всего этого святая вода? Тем, что присутствие Божие в освященной материи, какой является святая вода, должно, конечно, всем помогать разнообразными способами. Но может и действовать ровно наоборот, хотя мы молимся о том, чтобы действовало так, как мы хотим. От чего же это зависит? От того, что ко всякой святыне можно прикоснуться, используя ее по назначению, и тогда она поможет,а можно пользоваться ею недостойно или даже против ее назначения.

Тогда она, конечно, будет во осуждение, и возможно даже приведет к каким-то болезням. Вот например, все почерпают святую воду, думая, что это будет на пользу здоровью – и так, конечно, и нужно, так и должно быть, – но надо следить за собой, чтобы не было от этой святой воды болезней.А может быть, люди особо нечестиво живущие, и которые не хотят каяться, вообще умрут от этой воды.

Потому что когда Господь видит, что человек для своей вечнойжизни ничего уже не делает, каяться не хочет, всем доволен и так далее, то тогда Он, в конце концов, уже пресекает его дни. Пользы такой человек себе уже никакой не принесет, если дальше будет жить, но, чтоб другим не мешал, чтобы зло не было вечно – для этого сократит Господь его дни.

Поэтому надо смотреть, чтобы, прежде всего, нам эта святая вода помогала жить по-христиански. Потому что если мы не будем смотреть на это, а будем хотеть, чтобы она нам помогала жить по-безбожному, по-язычески, то тогда, конечно, все получится наоборот. Ведь бывает так, что люди живут в разврате, в пьянстве, в увлечении машинами, квартирами, телевизорами и прочей мерзостью, при этом они хотят еще и от Церкви получить магическую пользу. В частности, такие люди приходят за святой водой. И что они думают? Бога обмануть? То есть получить помощь Божию для нарушения Божиих заповедей? Но ведь так не бывает.

Поэтому если они действительно получают какую-то святыню, например, берут святую воду и как-то ей пользуются, окропляют свои дома, пьют и так далее, но при этом не собираются менять свою жизнь, то, конечно, это будет им в обличение – приведет к скорбям каким-то, которые могут быть из-за внешних обстоятельств, могут из-за болезней и даже смерти.

Святыня – это не игрушка. Она нужна для того, чтобы изменять свою жизнь. Если мы хотим ее изменять к лучшему, то святыня нам поможет. Если мы не хотим, то она все равно будет жизнь изменять, только к худшему тогда.

Если же мы хотим, чтобы Господь нас вразумил, чтобы мы жили по Его воле, чтобы мы здоровье, которое у Него просим, использовали для чего-то хорошего, — а у Бога можно просить не только здоровья, но и денег, хотя это ведь низменные вещи, — то и использовать это надо только при условии того, что будет полезно нашей душе, соблюдать заповеди Божьи, стремиться меньше грешить – вообще понять, как нам быть христианами.

Это, кстати, относится и к нехристианам. Нехристиане тоже могут взять святую воду, но они должны стараться быть христианами и молить Бога о вразумлении. Тогда это поможет им всем. Поможет телесно, для здравия, для того, чтобы какие-то жизненные обстоятельства были благоприятными, легче жилось. Но не просто легче жилось, а так, чтобы легче жилось в сторону христианства, скажем так.

Поэтому, если мы хотим христианства, то мы и должны стараться жить христианской жизнью. Если, скажем, я не христианин, но я хочу им стать, или я понимаю, что я христианин, но только идеологически, потому что когда-то меня кто-то крестил, и больше мое христианство нив чем не выражалось, или даже оно выражалось в том, что я молюсь, но не причащаюсь и не исповедуюсь, или делаю это раз в год от случая к случаю — это всё варианты нехристианской жизни, отпадения от Церкви, — если я хочу из этого выйти, хочу начать жизнь христианскую, то можно почерпать святую воду, можно ее пить, покропить свой дом, но при этом надо молиться и стремиться, чтобы Господь изменил мою жизнь к этому. Если мне для этого надо побольше здоровья, то надо хотеть, чтобы Господь его мне дал. Тогда все будет правильно, тогда не надо бояться святой воды.

Если же мы хотим жить, как попало,жить в тех же самых грехах, которые, может быть, даже грехами не считаем,а это еще хуже, при этом еще хотим получить магическую поддержку святой воды – как, скажем, к экстрасенсу пришел, он тебе пообещал, что все везде будет хорошо, правда потом все равно не получится, но пообещать-то он пообещает и деньги возьмет, — то можно пообещать относительно святой воды, что и то будет плохо, и это будет плохо.

Потому что Бог не бывает поругаем. Не получится Бога обмануть, использовать помощь Божью для нарушения Его заповедей. Получится сломать себе шею. И, не дай Бог, в духовном смысле, потому что лучше в телесном. Поэтому будем стараться внимательно относиться к своей жизни. И внимательно относясь к своей жизни, будем с благоговением и внимательно относиться к святой воде, которую надо безбоязненно почерпать, но безбоязненно – это не значит небрежно.

Надо аккуратно, но не в том смысле, чтобы ее нигде не разлить. Как раз если мы ее разольем где-нибудь дома, то это только во освящение домов, даже и лучше будет. Но в том смысле, чтобы нам в своей собственной жизни не лицемерить, не отступать от Бога. Если мы хотим помощи от Бога, то не надо от Него отступать.

Аминь.