Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память великомученика и целителя Пантелеймона – одного из довольно многочисленных святых, которых называют бессребрениками. В основном эти бессребреники были мучениками, хотя не всегда и не все. Но так называют святых, которые подвизались в особом образе жизни, исцеляя людей от обычных человеческих болезней.

Конечно, когда исцеление происходит с молитвой, то обязательно вместе с телесной болезнью уходит и болезнь духовная. Вот такие  случаи, — которые описаны в житии святого Пантелеимона, особенно о его посмертных многочисленных чудесах, и им подобные случаи, которые, возможно, нигде не записаны, но мы знаем, как они происходили с нашими знакомыми или с нами самими, — помогают нам понять, для чего нам нужна болезнь в жизни, для чего нам нужно исцеление от болезней, и почему иногда бывает, что исцеления нет, и человек все время так и живет с какой-то болезнью и страданием, а, может быть, даже и умирает.

Умирают все люди без исключения, правда не все от болезней, а многие от несчастных случаев и так далее.  И тогда это выглядит еще хуже, чем от болезней, в глазах тех людей. Дело в том, что мы родились в этот мир не для того, чтобы как-то здесь прожить, а для того, чтобы здесь как-то подготовиться к тому, чтобы жить вечно. Но и жить вечно можно так или иначе – мы хорошо понимаем, о чем речь применительно к загробной жизни.

Следовательно, никакого другого значения наша земная жизнь не имеет, кроме как нам самим подготовиться к переходу в иную жизнь, чтобы это была жизнь вечная, а не смерть вечная. Это во-первых. А во-вторых, помочь жить другим, направить их ко спасению, а это можно сделать только своим собственным примером. Конечно, можно помогать спасению других тем, что оказывать им всевозможные злодеяния, но это ценой уже собственного спасения – они будут спасаться не потому, что мы им помогали, а потому, что они сами с помощью Божией так настроились.

Насколько сама по себе жизнь земная неважна или, наоборот, важна, видно из только что прочитанного эпизода жития святого Пантелеимона, когда он, будучи врачом, увидел мертвого ребенка, очень пожалел и обратился к Богу, еще не став христианином: «Если Ты воскресишь этого младенца по моим молитвам, то тогда я тоже поверю, что Ты есть, и стану христианином».

Вот мало ли, сколько младенцев умирало тогда, умирало позже и будет умирать в дальнейшем? Естественно, что очень много. Всегда была огромная детская смертность до XX века. Почему вдруг именно здесь такое исключение? А потому же, что и в Евангелии бывали исключения, что некоторые мертвые, очень немногие, были воскрешены Господом Иисусом Христом. Мы не знаем точно, сколько их было, но точно знаем, что их было очень мало. Почему?

Потому что надо делать то, что помогает жизни вечной. Для того чтобы уверовали какие-то люди, в данном случае святой Пантелеимон, можно и воскресить младенца, но совершенно не обязательно. Младенец может и умереть, потому что если он умирает, не будучи еще грешником, то тогда он точно получает спасение души. Он не получает такой степени святости как те, кто подвизался, но, тем не менее, никто из них не пропадает, даже некрещеные младенцы – так учат в православной Церкви, в отличие от веры католиков. Поэтому, если смотреть с точки зрения жизни вечной, то тогда все иначе выглядит, чем для скорбящих здесь людей – родственников и близких.

Но так же мы должны понимать, что было бы с нами, если бы мы не болели. Сколько было бы энергии, как бы мы себя хорошо чувствовали! И куда бы мы с этими хорошими чувствованиями бы пошли? Ка бы мы вспоминали о Церкви, о молитве? Что бы мы полезного сделали для своей души, если бы у нас не было, во-первых, своих собственных болезней, во-вторых, разных скорбей, которые бывают во время болезней и смертей наших близких.

Можно сказать, что мы были бы совершено другими людьми, еще хуже, чем сейчас, а сейчас мы тоже не блещем духовною красотою, — а было бы еще хуже. Поэтому каждый, никуда не уходя далеко, а оставаясь в пределах рассмотрения собственной жизни, может убедиться, что скорби полезны, полезны болезни, и болезни тут выделяются своей полезностью – они ограничивают наши силы, бодрость. Не было бы ограничения – мы бы употребили это совсем не для того, чтобы всю ночь молиться, не для того, чтобы помогать жертвенно ближним. Ни на что хорошее мы бы свое здоровье не употребили, хотя и вариантов среди этого нехорошего очень много, одно хуже другого.

Нам полезно исцеляться, а не только болеть. Но полезно тогда, когда мы понимаем, для чего мы исцеляемся, для чего мы получаем еще дополнительные дни жизни, дополнительное количество бодрости и жизненных сил. Для того, чтобы использовать их во благо – во благо себе и во благо другим, но понимать это надо с точки зрения вечности, прежде всего.

И вот когда мы понимаем это так, то мы, конечно, можем и даже должны молиться Богу, молиться всем святым, начиная со святого Пантелеимона, о нашем исцелении, о всяких наших болезнях – об исцелении не только нашем, но и обо всех болящих, кто очень далек от Бога сейчас. Мы не будем говорить конкретно, кто там дальше, кто там ближе от Бога, но мы молимся, в том числе, и о тех, кто очень далек от Бога, для того, чтобы все они выздоравливали душевно, прежде всего, а потом  и телесно. Я сказал «они», но конечно, начинать надо с себя.

Аминь.