Рождество Христово должно совершиться в нас; духовное девство абсолютно обязательно для всех христиан;нужно закрыться от всего, что мешает нам быть христианами; следить за тем, для чего я это делаю — реальный способ исправлять свою жизнь;в церковь нужно ходить для того, чтобы меняться и менять свою жизнь;если мы чего-то просим у Бога, мы должны делать то, для чего служит то, что мы просим; для православных христиан нет времени хуже, чем праздники — пора искушений.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем один из двух самых главных праздников христианства — Рождество Христово. Смысл этого праздника изложен, прежде всего, в том слове Григория Богослова, которое положено читать и которое многие из здесь присутствующих внимательно слушали, далеко не в первый раз, но повторение воистину мать учения, — особенно здесь уместно это сказать.
Если коротко, в чем суть этого праздника, в чем его смысл. Смысл в нем будет только для тех, кто его правильно празднует, для всех остальных попытки его как-то иначе праздновать — это во осуждение. Какой же в нем может быть смысл? — Смысл в том, чтобы Рождество Христово совершилось в нас, как пишет об этом Григорий Богослов. То есть, чтобы мы сами родили Христа.
Возможно, это звучит абсурдно, но именно такие слова были в сегодняшнем слове, которое мы читали. Вот для чего нам нужно праздновать Рождество Христово — чтобы самим родить Христа. Как это сделать? Об этом говорит Григорий Богослов в том же слове и в той же фразе: “Девы девствуйте, да Христу станете матери”. Вот так буквально она звучит. То есть мы должны стараться подвизаться и стараться девствовать, для того чтобы в нас произошло девственное рождение. А что же это означает?
По возможности, это конечно означает и то, что это означает в буквальном смысле, и что мы все знаем. Но, независимо от этого, это должно означать нечто духовное, что является абсолютно обязательным для всех христиан, независимо от того, живут ли они в девстве, или они живут в браке. Это, конечно, отдаление от всякого вида общения со всеми видами того, что не ведет к спасению нашей души. Если мы этого не сделаем, то мы не сможем праздновать Рождество Христово.
Что же это означает? Ведь очень многое в нашей жизни происходит совершенно независимо от нашей воли. Очень многие обстоятельства так складываются. Часто какие-то люди к нам обращаются, которых мы не просили, но они сами почему-то считают нужным. И, можно сказать, создают ситуации, когда они либо сами сознательно навязывают нам свое общение, либо они этого не делают, но, по крайней мере, возникает ситуация, что они несознательно делают то же самое, ничего не поделаешь. И потом из этого получается другое, по апостолу: “худые сообщества разоряют добрые нравы”. И получается, что мы оказываемся, например, членами каких-то компаний или разделяем взгляды какой-то среды, совершенно не христианской. А абсолютно каждый из нас, тут не может быть никакого исключения, является членом какой-то среды, в которой он свой человек, она для него своя, при этом она абсолютно не христианская. В той или иной степени мы разделяем ее взгляды. Не разделяем, только если специально сопротивляемся.
От всего этого надо нам закрыться. Но не так закрыться, чтобы превратиться, по другому выражению Писания, в аспида, который глух и ничего не слышит. Это совсем другое. Мы должны все слышать, но оградиться. Мы должны действительно уметь выбирать, что нам полезно.
А как это “выбирать”? — Есть очень простой критерий. (Я уже от высокого богословского значения праздника перехожу к простому и бытовому.) Общаться нужно с теми, кто нужен тебе, либо кому нужен ты. Но понятие своих нужд (кто может быть нужен мне) и понятие чужих нужд (кому могу быть нужен я) должны быть христианскими. Поэтому общаться с людьми нужно лишь в некоторых ситуациях, сводимых, главным образом, к следующим трем:
1. для того, чтобы помочь в чем-то жизненно необходимом человеку,
2. когда я сам нуждаюсь в чем-то жизненно необходимом физически,
3. для того, чтобы жить более по-христиански, чтобы ближе к христианству быть,
— но не для того, чтобы просто проводить время и как-то развлекаться, хотя именно такой мотив добровольного общения бывает у людей чаще всего.
Все время, когда мы с кем-то общаемся или даже ни с кем не общаемся, а просто что-то делаем, мы должны задавать себе вопрос (должен проходить непрерывный экспресс-анализ):для чего я это делаю, какая у меня цель в данном случае? И если мы не имеем ответа, какая у нас цель в данном общении, то, скорее всего, если не целиком, то в значительной мере, это общение суетное и вредное. А мы должны все время понимать, какая это цель, и цель эта должна быть в тойили иной мере христианской.
Конечно, это может быть цель просто на работе — сделать хорошо свою работу. Сама по себе эта цель светская, не христианская, она не ведет к спасению души. Но если мы христиане, то это такая частная цель, которая нам полезна. У нас, у христиан, эта не христианская цель тоже станет христианской и полезной.
Даже цель отдохнуть может быть христианской и полезной. Если я ее себе ставлю — значит мне действительно нужен отдых. Потому что, чтобы я мог как-то более или менее нормально функционировать, молиться, помогать другим, исполнять свои обязанности по работе, я должен и отдыхать. И вот если я в таких пределах отдыхаю, то хорошо, это тоже разумная и с христианской точки зрения правильная цель. А если я уже и отдохнул, а мне просто не перестать, если я не могу отвыкнуть от кого-то занятия, я сам не знаю, как начал заниматься этим занятием, не заметил, — то это все плохо.
И не надо бояться кого-то там и обидеть, потому что, бывает, что нам навязывают свое общение какие-то люди. Конечно не надо, Боже упаси, кого-то специально оскорблять, но спокойно уклониться от общения, а если не удается спокойно, то сказать “до свидания” и положить телефонную трубку. Даже как бы случайно: так раз — и разъединилось. Бывает же? Почему бы не сделать еще один раз, чтобы телефонная трубка случайно разъединилась. Когда не надо, они все время разъединяются, так пусть и когда надо разъединяются.
Это не создаст, конечно, в нас внутреннюю тишину, это просто немножко уменьшит количество шума. И несколько приблизит нас к тишине. И если нам понравится контраст того, как мы жили, с тем, как мы могли бы жить с тишиной, то “отведав сладкого, не захочется горького” и тогда мы будем стремиться к этой тишине дальше, и мы будем понимать, что когда мы одни, когда мы предоставлены себе, когда мы успеваем следить за своими поступками, можем следить за собой, то мы можем хотеть чего-то лучшего, можем в большей степень добиваться того, чего мы хотим из числа того, чего мы хотим хорошего. Получается реальный способ исправлять свою жизнь, такой мониторинг. Это действительно никого не подводило, кто пробовал это делать, — говорю из опыта даже не тысяч, а миллионов людей. И вот как мы можем приблизиться к тому, чтобы праздновать все христианские праздники, начиная с Рождества Христова.
И также мы должны помнить, что мы находимся в гонимой церкви российской, и спокойной жизни на общецерковном уровне у нас не будет, видимо, никогда. А на уровне приходском у нас иногда относительно спокойная церковная жизнь бывает, но и то не для всех. Потому что абсолютно в любой момент времени наш приход связан с какими-то опасностями. Просто, когда более или менее нормальная обстановка, они не касаются подавляющего большинства прихожан. Ими занимаются те несколько человек, кто должен ими заниматься, и это не выходит куда-то за пределы узкого круга специально для этого поставленных работников. Тем не менее, что-то такое есть всегда. И вот, понимая это, мы должны понимать, что в нашей жизни самое главное, чтобы мы имели возможность причащаться, исповедоваться, ходить в церковь, молиться и следить за собой.
Прежде всего, то, что мы должны получать от церкви — это не моральное удовлетворение, что там то или иное хорошо, хотя, вообще-то, там должно быть, по возможности, все хорошо, и это должно приносить моральное удовлетворение. Это важно, но это далеко не главное. А самое главное, что мы должны понимать в церкви — что мы должны как-то сами меняться от того, что мы туда ходим.
Нужно смотреть не на всякие пертурбации, которые были, есть и будут, особенно в нашем беспорядочном истинном православии, но надо смотреть на свою собственную жизнь. Если это помогает мне оставить или хотя бы ослабить какие-то дурные привычки, если это помогает мне как-то сдерживаться в каких-то грехах, если это меня как-то направляет на путь истинный, если это мне позволяет причащаться, — то это великое благо и за это надо держаться, и надо просить Господа, чтобы Он не отнимал у нас этой возможности.
А как надо просить? Просить надо правильно. Если мы чего-то просим, то мы должны делать то, для чего служит то, чего мы просим. Если мы хотим иметь возможность нормальной церковной жизни,то мы должны пользоваться той возможностью церковной жизнью, какая она сейчас, независимо от того, какая она, нормальная или ненормальная. Если мы хотим, чтобы у нас была церковь, мы должны в нее ходить, в ту, которая есть сейчас. И так стараться держаться верности, прежде всего, истинному православию, а во вторую очередь, своему приходу. Все остальное — дело десятое. Какие там священники, какие юрисдикции — дело десятое, если они в пределах истинного православия. Но это должно быть в пределах истинного православия, то есть не в экуменической юрисдикции или еще где-нибудь.
И последнее, что надо сказать в честь праздника. Так как мы православные христиане, то мы все понимаем, что для православных христиан нет в году времени хуже, чем праздники. А среди праздников нет времени хуже, чем великие праздники, как, например, сегодня. Потому что это время всяческих искушений. И все остатки внимания и собранности, которые у кого-то из нас, может быть, как-то были в посту, — все это сейчас улетит в трубу, и сейчас мы будем объедаться, опиваться и так далее.
С этим надо как-то бороться. Надо держаться в рамках. Для здоровья тоже полезно держаться в рамках. Потом, бывает, люди лежат больными, после того как разговеются, — на этом празднование и кончается. Сколько удовольствия в таком праздновании? Лучше всего, отведать всего, чего было нельзя в посту, но понемножку и не увлекаться. И сразу же думать: “когда я следующий раз приду в церковь?” (Идеально, если уже сегодня вечером.) И “когда я следующий раз буду причащаться?”.
Сегодня все причастились, и надо готовиться к следующему причастию. И я специально хочу сказать, что готовиться к причастию — это не значит специально совершать какие-то грехи, чтобы было о чем сказать. На исповеди нужно просто говорить о тех грехах, которые сами собой совершаются. И так будет, о чем рассказать, если смотреть внимательно. Грехи будут точно, и об этом можно не беспокоиться.
Еще раз поздравляю всех с праздником. Спаси Господи! Надеюсь кого-нибудь увидеть сегодня вечером, а всех остальных во время благопотребно. Аминь.