Притча о впавшем в разбойники. Иерихон — образ мира сего. Крестившись в Церкви, мы приходим в мир, и на нас нападают разбойники. Часто нашими ближними, которые нам помогают, оказываются не священники Церкви, а люди вообще другой веры. Ветхозаветная история Раав блудницы. Евангелие нельзя толковать буквально. Мы не должны к своим единоверцам относиться лучше, чем к другим людям, потому что бывает, что люди нецерковные по своей внутренней направленности находятся ближе к спасению, чем многие формальные члены Церкви. Никогда не надо делать преждевременных выводов о человеке в зависимости от того, в Церкви он находится или нет.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы слышали рассказ о том, что некий законник подошел к Господу искусить Его в понимании заповедей. И когда Господь напомнил ему заповеди об отношении к ближним, о том, что надо любить Бога и ближнего, тогда законник этот, желая Его искусить, спросил: “А кто есть ближний мой?” И на это услышал притчу о том, как некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и по пути напали на него разбойники, ограбили и оставили едва живым валяться на дороге. А мимо проходили сначала священник, потом левит (левиты это были такие люди, которые помогали священникам при богослужении), и хотя этот человек был их единоверцем, они никак не помогли ему. Но потом проходил мимо некий самарянин, который не только не имел отношения к священству, но даже вообще не принадлежал народу Божию, был другой веры, весьма нечестивой с точки зрения иудеев и Закона Божия, — и именно этот человек взял пострадавшего, положил на свой скот, отвез в гостиницу и даже сказал, уходя, гостиничнику, чтобы тот о нем позаботился, и если он что-то потратит сверх оставленных ему денег, обещал на обратном пути все ему компенсировать. И рассказав эту историю, Господь спрашивает законника: “Так кто из всех этих троих оказался ближним пострадавшему?” На что законник справедливо ответил, что сотворивший милость с ним.
И оказывается, что нашим ближним становится не священник нашей истинной Церкви и не клирик какой-то, а человек вообще совершенно другой веры. Но здесь символика даже еще глубже. Я не буду говорить обо всех символических подробностях этой притчи, потому что каждая из них имеет глубокий символический смысл, а только о самом главном: что такое Иерусалим и что такое Иерихон. Иерусалим — это образ Царства Небесного, а Иерихон — это образ мира, который кончается. Иерихон был первым городом в земле обетованной, который взяли израильтяне, когда перешли через Иордан. Они взяли его седьмократным обхождением вокруг его стен с Ковчегом Завета, после чего стены его сами упали, и все его жители были уничтожены, кроме дома Раав блудницы, которая еще до взятия Иерихона встала на сторону народа Божия. Вот это и есть образ мира, который весь погибает, и спасаются очень немногие — те, кто в жизни сей, т.е. пока еще стоит этот мир, пока стоят стены Иерихона, успевают завести друзей в народе Божием, т.е. перейти на сторону народа Божия. А седьмократное обхождение стен Иерихона, конечно, означает полноту времен, т.е. 7000 лет, семь символических тысяч лет, и поэтому семь раз обошли вокруг Иерихона, показывая, что закончилась история этого мира, и мир рухнул.
И вот, человек из Царствия Небесного, из Истинной Церкви, приходит в этот мир, и, конечно же, впадает в разбойники. И вот, будучи гражданами Царствия Небесного, получив это гражданство в святом крещении, мы выходим в мир, и на нас обязательно нападают разбойники. Но в мире нас ждут не только нападения разбойников, но мы получаем и некоторую помощь — от тех, кто является нашими настоящими ближними. Конечно, ими обязаны являться прежде всего те, кто едины с нами в вере. Об этом говорит и Апостол: “Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере”. Потому Господь и упомянул в притче прежде всего священника и левита. Действительно, по своему служению они обязаны быть нашими ближними. Но они тоже имеют свободную волю, и, как показывает практика, в большинстве случаев их свободная воля склоняется ко злу, а вовсе не к добру. И поэтому они ведут себя не так, как наши ближние, хотя, может быть, и не так, как разбойники, но немногим лучше, — и поэтому мы не получаем от них никакой поддержки. А потом, бывает, появляются какие-то люди, которые не только никогда не обещали нам помогать, но даже принадлежат к каким-то враждебным нам сообществам, но эти люди сами по своему душевному устроению оказываются нам ближними. Собственно говоря, и история Иерихона, как она рассказана в Ветхом Завете, напоминают историю самарянина из сегодняшней притчи. Потому что в Иерихоне была только одна семья, причем это была семья блудницы — она сама и какие-то ее родственники (мужа у нее, естественно, не было, т. е. даже и семья эта была ненормальная с законной точки зрения); и именно эта семья приняла соглядатаев от иудеев и встала на их сторону, поставив им условие, которое было ими выполнено, что когда будет взят Иерихон, Раав и ее родственники не пострадают. И действительно, все жители Иерихона были истреблены после взятия города, но никто из родственников Раав блудницы не пострадал. Вот нечто подобное являет собой и история о самарянине.
Что же хотел этой притчей сказать Господь? Неужели то, что на самом деле вера и принадлежность к Истинной Церкви, которая была у священника и левита, бесполезна, а полезно быть хорошим человеком, хотя бы и принадлежа при этом к какому-то еретическому сообществу? Конечно, Он хотел сказать не это. Если взять из Евангелия любой отдельно вырванный кусок, то можно, конечно, вывести все, что угодно. Если бы у нас из всего Евангелия была только эта притча, а всего остального мы бы не знали, то можно нам было бы сделать такой вывод. Но тут нам Евангелия лишний раз указывает, что никогда нельзя толковать все слишком буквально, ведь в одном месте Евангелие говорит одно, а в другом другое на ту же тему. Почему? Потому что если мы будем толковать его буквально, то мы, как говорит святой Максим Исповедник, уподобимся иудеям, которые “распяли Христа, живущего за буквой Писания”. Христос — это не буква Писания, а Тот, на Кого указывает буква Писания. Если же мы примем только букву, то мы отбросим Христа и уподобимся иудеям, которые тоже так вот буквально толковали свое Ветхозаветное Писание и потому убили Христа. И вот, поэтому, мы, читая это место Евангелия, должны вспомнить, что в Новом Завете говорится и о том, что “без веры невозможно угодить Богу”, что “найдет ли Сын Человеческий веру на земле”, и самое главное — слова Господа к Апостолам, посылаемым на проповедь, о том, что принявшие их проповедь будут спасены, а те, кто отвергнет ее, уже осуждены. То есть Господь прямо говорит, что тот, кто отвергает истинную веру, которую ему проповедают, тот уже сейчас, еще до перехода в вечность, будет осужден. Поэтому, конечно, буквальное толкование притчи о впавшем в разбойники было бы неправильно.
Но тогда зачем же так резко сформулирована в ней мысль? Что же Господь хотел нам показать? Вот, немногое из малого об этом я сейчас скажу. Господь обучает нас относиться к людям не по нашим идеологическим симпатиям. Мы не должны считать, что люди к нам ближе потому, что они находятся в одной с нами “партии” и даже в одной с нами Церкви. Потому что формально мы все можем быть членами Истинной Церкви, это может быть поводом особых деловых отношений с какими-то людьми, но это не повод, чтобы относиться к нашим единоверцам как-то лучше, чем к другим, или надеяться на них как-то больше, чем на других. Нет. Наше дело — относиться ко всем людям совершенно одинаково, независимо от того, принадлежат ли они к Истинной Церкви или нет, или, может быть, они вообще враждебны Церкви и принадлежат к какому-то другому сообществу. Мы должны строить свои отношения с людьми по их делам. Потому что бывает, что человек находится где-то далеко от спасения, но он направлен в сторону спасения по своим внутренним устремлениям, хотя он еще может и не знать, где истина. Напротив, человек, формально пребывающий в истинной Церкви, может быть совсем не направлен в сторону спасения, а поглощен какими-то другими интересами, и тогда истинная Церковь ему не только не поможет спастись, но он будет только еще больше осужден за то, что не внял голосу Церкви, в которой он находился. Потому что Господь говорит об иудеях, которые в свое время тоже были в истинной Церкви: “Если бы они не слышали того, что Я им говорил, и не видели того, что Я делал, то они имели бы извинение в своем неверии, а теперь они не имеют такого извинения”. Вот так же и члены истинной Церкви, которые своими интересами направлены куда-то не туда.
Поэтому никогда не надо делать преждевременных выводов о человеке в зависимости от того, в Церкви он находится или нет. Потому что мы не знаем, кто как закончит свою жизнь; а верить или не верить человеку надо в зависимости от того, как он себя проявляет, как он проявляет то направление, в котором выстраивает свою жизнь. Он может быть даже очень далек от Церкви, как этот самарянин или Раав блудница, но если жизнь его направлена к Богу, то он, в конце концов, так или иначе спасется, хотя, конечно, он должен будет непременно выйти из того болота, в котором находится. А вот мы можем находиться и не в болоте, а в каком-то хорошем месте, но это совсем не означает, что мы спасемся. Даже если мы сейчас уже вошли в Царствие Небесное, что с нами действительно и происходит, коль скоро мы причащаемся, то это тоже не значит, что мы спасемся. Потому что задача наша не в том, чтобы просто войти в Царствие Небесное, а в том, чтобы поселиться там навсегда. Святые отцы это называли “преселением к Богу”. Господь принимает в Церковь всех, но потом с нами может произойти то, что описано в другой притче, где человека спросили, почему он вошел на пир не в брачной одежде, и выбросили его во тьму кромешную. А тьма кромешная означает тьму за пределами Церкви, и там “будет плач и скрежет зубов”. Поэтому не будем относиться с каким-то недоверием, я уж не говорю — с антипатией, к тем, кто к Церкви не принадлежит или, может быть, вообще Церкви не сочувствует и живет неизвестно, как. Будем смотреть и судить только по делам человека, не по тому, что он говорит, а по тому, что он делает; и сами тоже будем стараться, чтобы нас судили по делам. Лучше пусть по нашей жизни судят о нас, чем по нашим словам. И если мы в отношениях с ближними будем ориентироваться на то, чтобы с ними именно жить, а не обмениваться разными заявлениями о церковной принадлежности, то тогда можно надеяться, что мы будем вместе со Христом, потому что исполним, хотя бы отчасти, эти заповеди, о которых в сегодняшней притче сказал Господь. Аминь.