Тайные ученики Христа в испытаниях явили себя более крепкими, чем явные. Урок нам: не следует внешним образом слишком обнаруживать свое христианство. В то же время, поскольку совсем не обнаруживать его нельзя, нужно быть готовым к искушениям тем большим, чем больше мы свое христианство обнаруживаем, и тогда уже бояться искушений — неизбежных —не надо.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, в третью неделю по Пасхе, считая первым само пасхальное воскресенье, Церковь совершает память жен-мироносиц, а также Иосифа Аримафейского и Никодима, т.е. тайных или, по крайней мере, не очень известных (если говорить о женах-мироносицах) учениках Христовых, которые, когда все ученики разбежались, как раз тогда остались верны, и потому Иосиф с Никодимом с участием жен-мироносиц погребли Тело Христово (хотя жены-мироносицы пришли ко гробу тогда, когда помощь их уже не понадобилась), и потому им первым открылось воскресение Христово. И конечно, как и все в Евангелии, это являет какой-то урок для нашей повседневности, несмотря на то, что в нашей жизни совершаются не такие эпохальные события, как те, что описаны в Евангелии, но в масштабах нашей жизни они все равно эпохальны.
И первое, что надо помнить, не только в отношении других людей, но и в отношении себя самих, это то, что не всегда те, кто явным образом являются последователями какого-то учения или какого-то человека, а самое главное, те, кто ведут себя наружно как христиане, — не всегда они крепки внутренне. Они могут быть при этом и внутренне тоже христианами — ведь Апостолы, конечно, не были, кроме Иуды, какими-то предателями и отступниками, но они оказались слабее тех, кто внешне свое христианство особенно не проявлял. И здесь есть определенная закономерность. А именно — труднее сохранить внутреннюю твердость, если ты внешне проявляешь свои убеждения. Это не значит, что не нужно внешне проявлять свою веру. В какой-то степени это совершенно необходимо, и если совсем ничего не проявлять, то мы откажемся от исповедания Христа, и о таких людях Христос говорит, что кто Его постыдится пред человеками, того и Он постыдится пред Отцом Небесным. И конечно, совсем не проявлять свою веру нельзя. Но в то же время надо стараться поменьше внешне проявлять наше христианство, стараться идти царским путем. Конечно, некоторые живут, как юродивые или как столпники, вдаются в какие-то необыкновенные подвиги; и некоторые это делают в состоянии прелести и во вред собственной душе, а может быть, и душам окружающих, но некоторые делают это по призванию Божию и на пользу себе и окружающим. Но это путь именно для некоторых, путь частный и особый. А для большинства людей этот путь не подходит, для них существует путь общий, который заключается в том, чтобы поменьше проявлять свое христианство, а поступать так, как жены-мироносицы с Никодимом, которые, когда пришла необходимость показать, что они последователи Иисуса, тогда они и показали; а до этого они и не особенно это показывали. Так, жены-мироносицы не очень выделялись из толпы, то и дело окружавшей Иисуса, а Никодим даже и вовсе, как сказано в Писании, “страха ради иудейска” скрывал свое ученичество — однако, он скрывал его лишь до тех пор, пока это можно было делать без предательства Христа, но тут же открылся, когда этого потребовали интересы дела.
Но конечно, в какой-то степени нам все-таки постоянно нужно показывать свое христианство. И если мы оказываемся в такой обстановке, что вынуждены жить напоказ по-христиански, потому что про нас знают, что мы христиане, и на нас смотрят, то тогда мы должны знать вот что. Если наше христианство внешне проявляется во многом, то значит, будет много искушений. Потому что если человек находится на виду и всячески демонстрирует, что он христианин, то не может быть так, чтобы его не искушали бесы. Потому что если такой человек устоит в христианстве, то это будет для окружающих действенной проповедью; если же он не устоит, то это не только не будет проповедью христианства, но будет заставлять людей думать, что христианство ложно, т.е. это будет антихристианской проповедью, и очень эффективной. Достаточно вспомнить, сколько людей сейчас, глядя, например, на патриархийное духовенство (и, что хуже всего, необходимо признать: не только на патриархийное, а, бывает, что и на наше),вообще отпадают от Церкви или просто не хотят в нее идти. Поэтому, поскольку всем нам в той или иной мере необходимо внешне проявлять свое христианство, все мы должны понимать, что будут искушения. И каждый раз, когда мы перед кем-то представляемся христианами, мы должны знать, что за это на нас придет какое-то искушение. Поэтому лучше заранее подумать, нужно ли это; а если это действительно нужно, тогда надо готовиться к искушениями и ожидать их.
Но надо не со страхом ожидать искушений, а принимать их с верой в Бога. Потому что про все искушения, в конечном счете, сказано то, что в Евангелии говорится о мученичестве: “Не думайте, что и как вам сказать, — а имеется в виду не только говорить, а вообще делать, — потому что Сам Дух Святый будет в вас говорить вместо вас, потому что Господь даст вам Духа”. И вот так мы должны думать и при всех своих делах; потому что если Господь нам Духа не даст, то сказать нам все равно будет нечего.
И вот, пример учеников Христовых, которые были не на виду или вообще были потаенными, как Иосиф с Никодимом, но которые в результате оказались не только не ниже тех учеников, которые все время ходили за Иисусом и были всем известны, а наоборот мужественнее, и потому сегодня совершается особый праздник в их память, — этот пример и указывает нам, что нам делать с нашим христианством: во многих случаях его надо просто скрывать или, по крайней мере, не особо демонстрировать; если же необходимо его показывать, то надо ждать искушений, но не бояться их. Потому что всякие искушения, которые бывают оттого, что мы поступили по воле Божией, — а в таких случаях искушения всегда бывают, потому что, как сказано у святых отцов, всякое доброе дело сопровождается искушениями, которые либо предшествуют, либо последуют этому делу, — все эти искушения Господь даст нам силы перенести. А наше дело — только попросить. Поэтому не будем ничего бояться, будем подражать ученикам Христовым, и тайным, и явным, но с рассуждением, т.е. зная, когда кому подражать и когда какое поведение лучше и полезнее для спасения нашей души; и молитвами празднуемых сегодня святых и всех других святых, да получим Царствие Небесное. Аминь.