Вечерня в Великую Субботу — первая пасхальная служба, на которой очень подробно рассказывается о том, как Господь готовил людей к Своему воплощению и воскресению. Зачем нам нужно знать об историях и пророчествах Ветхого Завета, прообразовавших воскресение Христово? Мы должны верить всем тем, кого вдохновлял Господь говорить о Его воскресении, всем святым отцам — и Ветхого, и Нового Завета, т.к. все они составляют одну Церковь. Сами по себе, без опоры на святых, мы не можем спастись. Господь вразумляет через других людей. Мы можем истинно веровать во Христа только “верой отеческой” — одной верой со святыми отцами. Нужно быть в единстве со всеми святыми, чтобы не быть осужденными с миром.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы вступаем в день, когда Христос воскрес. Именно в этот день вводит нас вечерня, которую мы сейчас отслужили, и литургия, которая соединяется с этой вечерней. И именно в этот день впервые мы причащаемся на Пасху, потому что сегодняшнее причастие — это уже причастие пасхальное, и таким образом мы уже начали праздновать Пасху Христову, хотя еще предстоит самая главная пасхальная литургия и самая главная пасхальная служба ночью, которая будет приурочена непосредственно к тому моменту, когда Христос воскрес. Но в день, в который Он воскрес, мы уже вступили.
Когда мы будем слушать ночную пасхальную службу, то там все время будет идти речь о радости воскресения, и очень кратко — эта служба вообще довольно короткая, и ничего особо подробно там не говорится, — поэтому там будет очень кратко говориться о догматическом смысле воскресения и совсем уже почти не будет говориться, как Господь промыслом Своим готовил человеческий род к воплощению и воскресению Христову. Но зато очень подробно об этом говорилось в той службе, которую мы только что отслужили. Конечно, особенно подробному рассказу об этом посвящен вообще весь Великий пост с его богослужениями, но сегодняшняя служба даже на фоне остальных великопостных служб особо выделяется. И вот, в этом большом количестве паремий, чтений из Ветхого Завета, которые сейчас читались очень долго перед Плащаницею, как раз и рассказывалось о том, как Господь готовил воскресение Христово. Читались различные отрывки из Ветхого Завета; частично это были пророчества, в которых ветхозаветные пророки более или менее ясно говорили о том, что должно будет совершиться спустя столетия после них; но в значительной части это были не пророчества, а какие-то истории. в частности, самая, может быть, главная паремия — это рассказ из Книги Исход о том, как народ израильский прошел через Чермное море и как преследовавшие его войска фараона все погибли, потому что море расступилось перед израильтянами и сомкнулось над египтянами, и после этого те, кто перешли через Чермное море, воспели песнь: “Господеви поим, славно бо прославися”.
Такие события и подобные им также прообразуют воскресение Христово. Как народ израильский вышел из бездны моря, так Господь вышел из бездны смерти. Исход израильтян был образом того, что должно было случиться с Самим Христом. Еще более очевидные образы воскресения Христова содержатся в рассказах о том, как пророки Илия и Елисей воскрешали мертвых. Также читается история Ионы, бывшего три дня во чреве китовом, т.е. морского животного (потому что в древности люди китом называли вообще любое большое морское животное), про что Сам Господь сказал, что это было знамение Ионы пророка, которое прообразовало Его воскресение. И вот, все эти события сегодня так подробно нам напоминало богослужение через чтение соответствующих мест из Библии. Зачем это нужно? Какая в общем-то нам разница, говорили ли об этом заранее пророки, прообразовали ли это какие-то события в жизни израильского народа, если все равно все это уже совершилось? Казалось бы, мы должны верить в воскресение Христово не потому, что кто-то о нем сказал заранее, а просто потому, что оно совершилось, и многие, начиная с жен-мироносиц и Апостолов, засвидетельствовали это, и поэтому мы должны верить и через это, а также через опыт святых. Это правильно, но для того чтобы мы поверили Апостолам и женам-мироносицам, которых мы тоже не видели, так же как и пророков, потому что они жили гораздо раньше нас; для того чтобы мы поверили опыту святых, которые видели Христа и непосредственно с ним общались, но жили в разное время в прошлом, а среди наших знакомых таких людей нет, а если кто-то из наших знакомых и говорит, что видел Христа, то еще неизвестно, святой он или психически больной, или просто прельщенный; для того чтобы мы могли верить им, мы должны верить и тем ветхозаветным святым, которые говорили о Христе, потому что Церковь одна, и мы должны верить всем тем, кого вдохновлял Господь, будь то в Новом Завете или в Ветхом.
Церковь одна, она начинается с Адама, первого сотворенного человека, и закончится во Втором пришествии, когда вообще закончится всякая история, и когда будет “Бог всяческая во всех” и наступит Царствие Небесное. А до этого есть непрерывный ряд свидетелей, пророков, тех, кто говорит нам о Христе и о Его воскресении. В свое время они говорили о том, что оно совершится в будущем, а потом говорили, что оно уже совершилось и что мы сейчас можем в нем участвовать. И все они составляют тех, кого мы называем святыми отцами; это общее обозначение, под которым также подразумевают и святых жен (пусть тут женщины будут не в обиде).
И это очень важно, потому что мы не можем спастись сами по себе. Если мы действительно хотим, чтобы Господь отвечал на наши молитвы, и если Господь действительно на них отвечает и заботится о нас, и мы это можем как-то понять из нашей собственной жизни, то это, конечно, хорошо; но тогда мы должны сделать следующий вывод — что не один я такой, о ком Господь заботится, а есть и другие люди, о которых Он печется особым образом, и должны быть еще люди, которые захотели познать Господа побольше и стать ближе к Нему. И тогда можно допустить, что кто-то в этом преуспел больше, чем я, особенно за все прошедшие века. Поэтому получается, что если я соединяюсь с Богом, то я соединяюсь и с другими людьми, но не со всеми подряд, а лишь постольку, поскольку они, эти другие люди, сами соединяются с Богом. И поэтому все люди, которые когда-либо веровали в Бога по-настоящему — т.е. не просто думали или говорили, что они веруют, а реально пребывали в настоящей Церкви, Ветхозаветной или Новозаветной, неважно, — все они образуют единство, одно общество спасаемых, как это называется на церковном языке, общение святых. И только через него мы можем действительно познать Бога как Спасителя их и нашего. И Господь само Свое откровение нам, саму возможность узнать, что Он воплотился, пострадал и воскрес, Он дает нам не иначе, как через помощь других людей. Конечно, и в других отношениях, даже просто в каких-то бытовых или каких-то самых элементарных вопросах нашей веры Господь нам помогает через других людей; мы это все знаем из собственного опыта. И тем более это так в вопросах самых главных и фундаментальных.
Поэтому мы никогда не должны забывать о том, что Православие, как говорится в богослужении, — “это вера апостольская, это вера отеческая”, и что именно та вера, которая одна со святыми отцами, — только она и есть вера отеческая. Только одной верой со святыми отцами можно веровать в то, что Господь действительно воскрес, и таким образом по-настоящему участвовать в празднике Воскресения Христова. Только тогда он станет нашим праздником, если мы будем его принимать не только как свой праздник, но как праздник всех святых, сколько их было, в том числе и еще до того, как Христос воскрес. И только в единстве с ними и в разъединении со всеми теми, кто не захотел быть с ними в единстве, т.е. в разъединении со всеми безбожниками и еретиками, мы сами можем стать и быть христианами. И только тогда мы действительно получим те совершенно вышеестественные блага, которые Господь дает Своей Церкви и которые не имеют ничего общего с чем бы то ни было из того, что мы можем узнать в мире. И именно эти блага открываются нам через настоящее празднование Христовой Пасхи. И хотя это празднование сопровождается тем, что мы все (и я тут тоже не исключение) едим всякие куличи, яйца и другую приятную пищу, это не должно быть для нас главным, а главным для нас должно быть то, что на самом деле является главным — с покаянием, но и с дерзновением приступать к Богу в Его Церкви, которая есть Церковь святых отцов Ветхого и Нового Заветов, и держаться за Церковь как за единственный корабль, в котором можно спастись и избежать бури, накрывающей весь мир и когда-нибудь обязательно накроющей его окончательно. Да не произойдет с нами того, про что говорит Апостол: “Да не с миром осудимся”. Господь да подаст нам Светлое Воскресение Христово. Аминь.