Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Св. Иоанн систематизировал учение египетских отцов. Мы не видим своих грехов, потому что не умеем следить за своими помыслами. Надо смотреть за своей реакцией на раздражители, прежде всего на поведение ближних. Нужно внимать молитве и заниматься только тем, что нас непосредственно касается. С чего начать изучать писания св. Иоанна Кассиана.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Завтра наступает такое празднование, которое бывает только раз в четыре года, потому что завтра 29 февраля по церковному календарю, и в этот день празднуется память святого Иоанна Кассиана Римлянина. Это святой, который жил в конце IV-го — начале V века, подвизался в Египте, а потом, вернувшись домой на Запад (это примерно современная Франция), он для тамошних монахов написал те духовные поучения, которым научился в Египте. В самом Египте их так систематически не описывали, потому что там была живая традиция, а святой Иоанн их систематизировал, и, читая их сейчас, мы можем, может быть, больше, чем из произведений египетских отцов IV века, узнавать, что такое духовная жизнь.

И самое главное, о чем говорят его знаменитые “Собеседования”, это борьба с помыслами. Насколько это близко не только монахам, а и абсолютно каждому человеку, желающему оставаться православным, это, я думаю, многие знают, и можно это еще дополнительно проиллюстрировать и таким вот примером. Мы живем, может быть, все время впадая в одни и те же бытовые грехи и даже как-то не понимая, как нам можно измениться, чтобы в них не впадать; а впадаем мы в них примерно с равной периодичностью. А иногда мы еще впадаем в какие-нибудь необычные для нас грехи, так что мы их понимаем. Но вот в промежутках между этими явными грехами, которые мы замечаем, мы смотрим — вроде бы все у нас ничего, все нормально, приходим на исповедь, и сказать нечего. А все это потому, что мы не умеем наблюдать за своими помыслами, а если даже и умеем в какой-то степени, то не хотим этого делать. А как за ними наблюдать? За ними надо наблюдать тогда, когда мы реагируем на какой-то раздражитель.

Раздражителей у нас очень много, и реагируем мы на них чаще всего не по-христиански. Но самый лучший и самые очевидный раздражитель для нас — это наши ближние, т.е. те, кто перед нашими глазами что-то делают. Может быть, они делают что-то хорошее, может быть, что-то и плохое, — но, во всяком случае, то, что нас не касается. Но нам очень хочется за ними проследить, сделать свои выводы, а при этом мы еще можем говорить, что мы просто смотрим и видим, но как бы никаких выводов не делаем. Это не совсем так. Потому что тообстоятельство, что выводы мы все-таки делаем, можно заметить, например, из того, что когда, например, кто-то совершает что-то, по нашему мнению, плохое, а потом с ним самим происходит что-то плохое, мы испытываем удовлетворение. А почему мы должны испытывать удовлетворение по этому поводу? Ведь это легко может перейти в злорадство — именно из-за того, что с человеком что-то не то произошло. Но еще чаще мы испытываем ощущение, что вот если бы мы были на месте этого человека, то мы бы делали так и так, потому что мы знаем, как это делать; а вот он все делает не так, и конечно, это потому, что он сам такой плохой. Но вывод тут подразумевается еще и тот, что мы сами такие хорошие и можем понять, насколько он плохой… То есть тут уже и превозношение, и зависть. А надо себе говорить, что если ты не находишься на этом месте — даже если ты действительно для него больше подходишь, — то тогда, может быть, надо подумать, как нужно измениться, чтобы на это место встать; но в любом случае ты на нем сейчас не стоишь явно по промыслу Божию; может быть, тебе сейчас не время на этом месте находиться, а может быть, тебе и вообще не нужно на нем находиться. Тут надо ко всему подходить осторожно. И если ты на этом месте когда-нибудь окажешься, то ты, может быть, сделаешь там что-то еще худшее, чем тот человек, которого ты осуждаешь сейчас. Это, кстати, очень часто бывает в жизни.

Поэтому надо стараться контролировать свои помыслы. И если их начинать контролировать, когда они уже уйдут далече, то это уже будет очень трудно, будет очень много защитных механизмов, разных соображений, с помощью которых мы себе так все объясним, что вроде как мы будем правы. Поэтому надо стараться, прежде всего, на более ранней стадии контролировать помыслы. Нужно смотреть только за тем, что тебя касается. Молитва касается, прежде всего дома, а затем в церкви, чтобы приступать к Таинствам; это основа всего, и вокруг этого устраивается остальная жизнь. Надо четко смотреть, что является нашей работой, нашими обязанностями, а что не является. И всякий шаг влево шаг вправо — это будет “стреляю”, но стрелять будут, конечно, бесы. А стреляют они потому, что Господь попускает им это делать — не для того, чтобы они нас прибили, а чтобы мы хотя бы таким образом ощутили, что мы делаем что-то не то. И как в некоторых опытах дрессируют крыс, ударяя их электрическим током, когда они куда-то не туда попадают, так и с нами происходит. Но таким образом мы хоть чему-то научаемся, поэтому спасибо и на том. Потому что в конечном итоге нам не важно, каким образом мы научимся, — лишь бы научились.

И вот, чтобы подробно представлять себе, как возникают помыслы, как от одних помыслов берут начало другие, как они все взаимосвязаны, какая там есть целая “таблица Менделеева” из восьми главных помыслов, — для этого всем, кто хоть как-то может это делать, очень полезно читать Иоанна Кассиана, особенно его “Собеседования”. И если их так вот постепенно перечитывать и уяснять себе, то это очень поможет в духовной жизни. А чтобы лучше ее уяснить с самого начала, как бы в общем и целом, можно читать уже давно сделанные конспекты, которые находятся в “Добротолюбии”, во 2-м томе, под именем Нила Синайского. Поэтому можно кратко обозреть учение о помыслах и о том, как они развиваются, сначала в “Добротолюбии”, а потом уже постепенно читать Иоанна Кассиана. И это чтение всегда открывает нам психологические глубины, скажем так, прежде всего наши собственные, и вообще заставляет с большей осторожностью относиться к себе и с большей трезвостью, с большим скепсисом. И да подаст нам святой Иоанн Кассиан в день своей памяти, которая бывает раз в четыре года, хотя бы раз в четыре года вспоминать о том, о чем он писал в своих творениях, так чтоб потом четыре года не забывать. Аминь.