Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы, продолжая двигаться путем поста к святой Пасхе, празднуем особый праздник в честь Креста, который установлен именно для того, чтобы нам легче было поститься. Смысл этого праздника отчасти подсказывается богослужением, как это всегда бывает, но особенно тем, что сегодня в каноне – многие, наверное, заметили – пели пасхальные ирмосы. Пасхальные песнопения сегодня звучали в нашей утрени, хотя сами каноны там были не пасхальные, а соответствующие сегодняшнему дню.

Какой в этом смысл помимо того, что для нас это напоминание цели нашего движения? Пост имеет цель – праздник, а Великий пост имеет тоже целью праздник, но самый главный праздник – святую Пасху. Какой более глубокий смысл в этом?

В этом смысл тот, что когда мы постимся, то должны уметь праздновать, а когда празднуем, то должны уметь поститься. Потому что православный человек всегда постится и всегда празднует. Этому можно научиться только тогда, когда ты умеешь праздновать во время поста – тогда ты будешь уметь поститься во время празднования.

Вот через некоторое время, Бог даст, всех ждет праздник святой Пасхи. Чем он является обычно для христиан, особенно если они специально не побеспокоятся, чтобы было что-то другое? Он является днем прекращения их христианства.

Если в течение Великого поста еще о чем-то они вспомнили и, может быть, кто-то куда-то ходил, причащался и исповедовался, в чем-то каялся и старался менять свою жизнь, то в день пасхального воскресения бывает просто пьянство, объедение и отпадение.  И уже после этого человек не скоро придет в Церковь, а если и придет, то не очень подготовится. Поэтому нужно заранее думать о том, чтобы день Пасхи лично для меня не стал последним днем моего христианства — в лучшем случае, в этом году, а в худшем – вообще в жизни.

Надо постное расположение, которое мы сейчас стараемся стяжать, стараться сохранить и в праздник, а празднование чтобы было умеренным и не выбивало нас из христианства. Для того, чтобы так было, надо начинать праздновать Пасху уже сейчас, не переставая поститься, сохраняя строгость пощения по уставу или в своей мере пощения, и все время думать не о  том, как мы себя сейчас будем терзать для того, чтобы потом нас Господь как-то пожалел, не наказал.

Вот так вырабатывается комплекс вины: сейчас мы себя помучаем, а потом нас Бог простит. Почему Он должен прощать? Он разве просил, чтобы мы себя мучали? Почему Он нам после этого чем-то будет обязан? А если мы еще по самочинию сами себя мучаем, то тогда только мы в этом и виноваты. Мы и дополнительно грешим, добавляя это к прочим нашим грехам.

Если мы постимся именно по-христиански, то мы себя не мучаем, а ограничиваем в том, что нас отвлекает от Бога. И наоборот – стараемся дать то, что нам помогает сосредоточиться в Боге. Сосредоточиться, в том числе, помогает нам и хроническое чувство голода. Я не говорю о тех людях, которые больны – есть много сейчас заболеваний у людей, при которых сильные ограничения в еде невозможны.

Но если им невозможно испытывать, скажем, хроническое чувство голода и по целым дням ничего не есть – а если мы причащаемся вечером, то надо с утра ничего не есть, — то они все могут какую-то степень воздержания в еде иметь: от каких-то лакомств или от более сытной пищи. Каждый это может сделать – надо самому смотреть, а общий принцип для всех понятен.

Это помогает сосредоточиться. А о чем мы обычно думаем? О всякой суете. Хорошо, если о работе, но мы думаем о том, чтобы поесть, и о том, кто нам что сказал, и как нам надо ответить, или любопытствуем о том, что нас совсем не касается.

И вот сейчас нас богослужение и вся постная жизнь настраивает на то, чтобы жить иначе. Очень много времени мы можем потратить на то, чтобы жить зачастую неполезным общением с нашими пусть даже близкими людьми, а часто и не близкими, потому что мы очень легко тратим свое время на что попало. Но надо потратить время на богослужение. Церковь в пост для этого предоставляет такие возможности, каких нет в остальные части года, – надо этим пользоваться.

Таким образом, мы приобретаем некоторые начатки поста в христианском смысле этого слова, а не в том смысле, что мы себя помучили. Эти вещи, конечно, нужно нести с собой в праздник. Тогда праздник для нас будет праздником христианским, и тогда день святого Воскресения Христова не станет днем нашего конечного умерщвления.

Аминь.

епископ Григорий