Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем воспоминание встречи у колодца Иисуса с самаряныней – один из рассказов Евангелия от Иоанна, который вспоминается в течение воскресных дней между Пасхой и Пятидесятницей. Это настолько важный рассказ, и настолько он объемный, что даже не знаешь, о чем сказать, потому что сказать можно только о чем-то одном за один раз – на большее не хватит сил ни сказать, ни услышать.
И тут сказать можно о том, о чем мало кто знает. Что это был за колодец, и как это в самом Евангелии понималось. Как мы уже говорили, все абсолютно сцены чудес Христовых или просто очень значимые сцены, связанные с тем, как в Евангелии от Иоанна описывается Его дорога из Галилеи в Иерусалим, связаны с какими-нибудь событиями Исхода.
И вот сейчас такая сцена в Исходе, когда в месте Элим они остановились, и сказано, что там было 12 источников и 70 финик. Вскоре сказано о том, как установили 70 старейшин израилевых – прообраз 70-ти апостолов, — и 12 источников, конечно, указывают на 12 колен израилевых и новых 12 колен Нового Израиля, начальники которых суть12 апостолов. Этот источник в Элиме изображался в виде одного источника, но из него отходило 12 труб. Не так, как в Исходе написано, что было 12 источников, а один источник с двенадцатью трубами. Такое понимание было еще в III веке до Рождества Христова, и потом, после Рождества Христова, оно тоже сохранялось.
Что мы видим у этого источника, у которого самарянка? Он тоже указан как источник Иакова, то есть отца двенадцати патриархов. К нему приходят двенадцать, и это первое упоминание двенадцати в Евангелии от Иоанна. Там не говорится, как Он избрал 12, там говорится, как Он избрал 5, причем эти 5 не тождественны 12. Это в самом начале в Евангелии от Иоанна. А потом вдруг появляются 12, но как они появляются?
Они появляются, когда Иисус сказал самарянке прямо, что Он есть Мессия. Конечно, это надо понимать как то, что когда новый Исход повторил Элим, где было 12 источников — это такая первая остановка в оазисе в пустыне, — тогда Он открылся как Мессия, и тогда были установлены 12 Его новых патриархов, которые теперь называются апостолами, которые являются родоначальниками Нового Израиля, тоже состоящего из 12 колен.
И вот это произошло в общении с самаритянами. А кто такие самаритяне? По-нашему выражаясь – это современные еретики. Не язычники, которые верят в других богов, а еретики, которые верят вроде бы в нашего Бога, но в чем-то очень сильно отклоняются от нас.
И вот Иисус показал, что эти еретики для Него если не лучше, то и не хуже, чем те, кто в Иерусалиме молится в официальном храме. Конечно, это, по сути, показывает то, что по отношению к иудейской секте, к которой принадлежал Иисус — а то, что секта, и это хорошо, это видно и подчеркивается в Евангелии, начиная с того, как Иоанн Предтеча показан как священник, но при этом он принимается как неизвестно кто, раз в храме не служит, но совершает какие-то ритуалы омовения, которые как раз в официальном иудаизме не совершались, там не было крещения и покаяния, — и вот для этой секты, к которой принадлежал Иисус, самаряне оказываются наравне с теми, кто молится в Иерусалиме.
То есть и те, и эти не пребывают целиком в заблуждении, и те, и эти говорят очень много правильного, много правильного содержат в своей вере, но истины не знают ни те, ни другие. Поэтому проповедовать им надо в общем-то одинаково. И вот происходит установление Нового Израиля не просто на основе того, который считал себя старым, но и на основании самарян, которые тоже считали себя старым Израилем.
Видимо, они были в этом правы с точки зрения нашей современной исторической науки: самаритяне были не какие-то язычники, которые приняли половину Закона, а другую нет, а такие иудеи, которые оставались не изгнанными в Вавилонское царство и сохраняли ту веру, которая у них была, не принимая, можно сказать, влияний, если не загрязнений, которые приняли от местной религии иудеи, будучи в Вавилоне.
Видимо, и самаритяне хороши, но не совершенны, и иудейский официальный культ хорош, но не совершенен, но и то, и другое годится для того, чтобы им проповедовать, и проповедовать именно истинного Мессию, а тем самым и совершенство. Это историческая ситуация, которую мы реконструируем, но я, конечно, говорю не из интереса к истории, а из интереса к современности. Все это очень напоминает то, что есть сегодня у нас.
Конечно, в основном мы живем в окружении язычников. Это люди, которые вообще ни в какого Бога не верят, даже если они иногда и заходят в какие-то случайные храмы. Но кроме этого большинства, есть люди, и мы среди них живем, которые более или менее считают себя христианами. Но они все своего рода современные самаритяне, то есть не совершенно верят в христианство – во что-то верят, во что-то не верят, то есть являются еретиками.
Это относится и к церквям официального православия, но в принципе ничем не хуже, чем церкви других христианских деноминаций. Это могут быть и католики, и протестанты самые разные, может быть, даже такие радикальные, как баптисты. Все эти люди что-то знают о христианстве, как-то они этим интересуются, и мы должны понимать, что этот интерес нам не безразличен. Мы не можем считать, что они истинны, мы не можем их воспринимать, как членов Церкви, но обращаясь к ним, мы должны понимать, что это не язычники.
Мы должны к ним относиться так, как можно это сделать, опираясь на элементы правильной веры, которые у них все-таки есть. Поэтому мы лучше будем смотреть на тех, с кем мы не согласны в вере — но именно не согласны в вере, потому что большинство людей вообще веры не имеют, — не с той точки зрения, о чем с ними поспорить, а, наоборот, о чем с ними согласиться. А тогда, может быть, кто-то из них нас спросит – а это так и бывает – о том, как же по-другому, как же правильно. И мы что-нибудь ответим.
Так и произошло с самаритянами. Ведь Иисус не пришел в город самарийский обличать самаритян, какие они плохие и ничего не понимают. А Он им сказал что-то хорошее, основывался на том, что они понимают, не стал даже говорить, что Он больше отца нашего Иакова, а уклонился от прямого ответа, и, таким образом, привел самаритян к христианству.
Действительно, мы знаем, что со времен апостолов христиане состояли из иудеев и самаритян. Видимо, архидиакон Стефан был из самаритян – так по косвенным данным некоторые ученые думают. Вот так же и нам надо жить так, как Иисус показал этим эпизодом, среди наших нынешних самаритян.
Аминь.
епископ Григорий