Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем воспоминание встречи Христа с самарянкой, которая не просто долго и подробно описывается, но вообще крайне глубока по своему содержанию. Может быть, даже не все до нас дошло из того, что в первоначальной редакции Евангелия об этом было. Этот эпизод появляется немножко вырванным из контекста, и в нем вдруг оказывается у Христа 12 учеников, а раньше нигде не говорилось об этом.  В самом начале Евангелия от Иоанна говорится о том, как Он выбрал 5 учеников, и это другой список.

Как хорошо видно особенно в Евангелии от Иоанна, движение Христа с севера на юг – из Галилеи в Иерусалим – повторяет Исход из Египта. И хождение по водам через Галилейское море повторяет переход через море Чермное. Дальше в Исходе после того, как перешел народ израильский из Египта в пустыню, описывались различные остановки, где происходило что-то важное. И одна из них очень явно относится к тому, что мы воспоминаем сегодня.

В Книге Исход только один стих говорит об Елиме, но там было 12 источников вод и 70 финиковых деревьев. Но 12 источников вод – это и есть источник самарянки. Если бы мы вспомнили, как выглядел колодец самарянки и колодец Елима в то время, когда писалось Евангелие, то мы бы это сразу поняли. Есть иудейская фреска ΙΙΙ века по Рождестве Христовом, его изображающая, и она точно соответствует описанию ΙΙΙ века до Р.Х. – то есть получается более 500 лет, — которое есть у иудейского писателя-трагика Иезекииля (не путать с пророком). И вот там получается, что этот колодец имел 12 труб, отходящих от него. То есть вода собиралась не прямо из колодца, а собиралась из труб, через которые она вытекала. А 12 труб соответствует 12 коленам израилевым. Тогда понятно, что связь с 12 колодцами Елима для колодца самарянки важна.

Кроме того, упоминание 70 финиковых пальм Елима говорит об избрании 70 старейшин в народе израильском. И это нам напоминает о 70 апостолах, которые тоже были избраны Христом. Получается, что та сцена, которая до нас дошла – это часть избрания апостолов 12 и 70. И это происходит на самарянской земле. Самаритяне христианам оказываются ближе, чем иудеи. Вот примерно об этом говорит нам сегодняшнее чтение, если говорить чуть подробнее и глубже буквального смысла, который все помнят, и который, конечно, надо узнавать.

О чем говорит более глубокий смысл? О том, как создается Церковь с ее иерархией, но уже Новозаветная. К кому обращается Господь, кого Он выбирает и как? Оказывается, что Он выбирает не там, где можно было бы ожидать, потому что от него все ожидали, даже сами самаряне, что Он будет выбирать себе учеников из народа израильского. Но получается не совсем так и даже во многом не так.

Он смотрит на тех, кто готов принять Бога. Прежде всего, это не язычники, которые само понятие Бога не знают, но те, которые понятие знают,  как самаряне и фарисеи, но понимают взаимодействие с Богом очень неправильно. Он сначала обратился к ним, потому что среди них есть верующие люди, которые хоть и заблуждаются, но стремятся к тому же самому Богу, и, конечно же, с ними можно поговорить, их можно призвать. Это во все века для христианства важно.

Если мы христиане, то кто для нас «свои»? Прежде всего не те, которые принадлежат в каком-то внешнем смысле слова к традиции, к которой принадлежим мы сами – к православной традиции, – а те, кто стремится к Богу, даже если они не принадлежат к этой традиции. Если они вообще знают про единого Бога, то это уже очень хорошо. И если они при этом заблуждаются, то это плохо, но эти заблуждения во многих случаях можно и победить. Поэтому мы и сейчас видим, что в истинное православие обращаются люди самые разные. В большинстве своем это не те, кто прижился в распространенных формах «мирового православия», которым и так с ними хорошо, а таких людей много.

Но, в основном, обращаются люди из нашего языческого окружения, которые живут без всякой религии, но не все с этим хотят смиряться. Во-вторых, обращаются люди, которые принимали уже очень серьезную религиозную жизнь, что-то знали про единого Бога, про христианского Бога, но попадали в какие-то направления протестантизма или еще куда-то. Такие люди, которые были баптистами или кем-то еще, разочаровавшись в своих неполноценных учениях, зачастую приходят в истинное православие.

И вот это нам полезно знать для того, чтобы, во-первых, ориентироваться в жизни – среди кого мы живем и как, кто нам ближе, кто нам дальше. Если говорят, что они православные, то это не значит, что они нам ближе. Нам ближе верующие, а из неверующих ближе те, кто готов принять веру, и кто стремится жить в соответствии со своими идеалами, пусть и далеки эти идеалы от христианских пока что – это может измениться. А от человека, который не живет в соответствии с идеалами, которые могут быть прекрасными, – это мы знаем по себе, – толку мало.

Во-вторых,  это помогает лучше понять самих себя. Вот что нам важно в себе? В себе важна прежде всего обращенность к Богу. Если будет внутренняя обращенность к Богу – память Божия, – то будет уже и молитва, потому что память Божия уже и есть молитва сама по себе в ее самом элементарном и простом, но, в то же время, в самом главном виде, и без нее дальнейшая молитва невозможна. А если у нас будет память Божия, то мы будем молиться и на службе, и дома, и в разных обстоятельствах. Тогда наша жизнь будет христианской, а обстоятельства будут просто перемалываться силой Божией через нашу молитву и помимо нашей молитвы так, чтобы было все нам на пользу.

Если же мы будем соблюдать разные ритуалы, особенно боясь что-нибудь упустить, или пугаться, что что-то съел или съела, или что забыл какое-то правило, то это может иметь не очень хорошие последствия. Надо просто сказать «Господи, прости» и двигаться дальше. Но если на этом зацикливаться, то просто потеряешь память Божию. Вместо памяти Божией будет память о всех многочисленных нарушениях, которые ты либо совершил, либо собираешься совершить, либо мог совершить, либо тебе кажется, что совершил. И это будет невроз.

Поэтому будем в простоте понимать, что да – мы весьма несовершенны, и грешили мы не только теми грехами, которые за собой знаем или подозреваем, но еще и многими другими, которые не знаем, и тем не менее – «Господи, прости», и вперед только к Богу.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)