Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Крестовоздвижение – другая Пасха; Крест – орудие нашего очищения; значение поливания Креста водой в соответствии с древним иерусалимским чином; догматический и аскетический смысл праздника; наш крест – это те скорби, которые мы терпим ради Христа; для того, чтобы носить крест внутри, нам нужно все время молиться.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы совершаем праздник, который по происхождению своему, по смыслу в церковной жизни, а во многом даже и по уставу современного нашего богослужения — это другая Пасха. Есть весной Пасха, а есть осенью Пасха, которая сегодня. Только потому, что многие современные христиане не знают значения этого праздника, они его не очень сильно празднуют. Но даже в древнем богослужении Святой Земли очень долго сохранялось и за этим тоже праздником название Пасха.

А что же это за праздник? — Это праздник в честь Креста Господня. В честь Креста Господня у нас существует несколько праздников, которые по разным причинам установлены в различные дни года. Но именно тот, который сегодня, является из них самым главным, потому что он установлен через семь месяцев после Пасхи, 15-ого числа, но не месяца еврейского нисана, а месяца римского сентября. И он соответствует тому, чему в христианстве соответствует праздник Пасхи. И если в праздник Пасхи мы вспоминаем страдания Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, то тем более мы вспоминаем это сейчас, потому что сейчас мы тоже читали Евангелие о страстях Господних, и самый главный предмет нашего праздника — крест Господень — является орудием страданий Господних.

Что же это орудие само по себе значит для нас (потому что именно в этом смысл сегодняшнего праздника)? Оно означает для нас орудие нашего очищения, очищения от грехов, которое очищает не так, как в Ветхом Завете очищали тогдашние жертвы — раз в год за один год, а так что один раз и навсегда. И если мы имеем нужду в течении всей нашей жизни причащаться, то это не потому, что мы не вошли в вечную жизнь, где нет уже никакого греха (мы в нее входим сразу, как становимся членами церкви), а потому, что мы в ней не удерживаемся, мы входим и выходим. Но, по крайней мере, войдя в нее, мы оказываемся в той вечности, где не может быть никакого греха. И только лишь своей собственной волей мы уклоняемся от нее и тогда уже попадаем в грех. А в конечном итоге, как мы прекрасно помним, наша судьба будет зависеть от того, в каком душевном расположении мы умрем. Потому что, как говорит Господь: “в чем застану, в том и сужду”. А в других местах Он объясняет, и Святые Отцы это поясняют, что Он не случайно приходит забрать душу каждого человека, так что на самом деле здесь нет никакой лотереи — в чем застану, в том и сужу, — а всякий человек умирает никак не раньше того момента, когда уже ясно, что все полезное для своей души, что он мог и хотел совершить, он уже совершил. Больше он не захочет ничего полезного для своей души совершить, или, может быть, и так уже всего достаточно, и он может умереть. Другое дело, что мы знаем таких людей, как апостол Павел, как и другие святые, которые давно уже это совершили, но для пользы многих продолжали еще много лет жить на земле, для того чтобы утверждать в вере многочисленных нуждающихся в этом людей.

И вот символически сегодняшнее богослужение говорит нам о том же самом. Самая главная его часть — это Воздвижение Креста. Воздвижение Креста, конечно, отсылает нас к Голгофе. К той жертве, которая, как говорит апостол Павел в Послании к Евреям, принесена раз и навсегда именно посредством этого Креста. Может быть, многие видели, что мы, в соответствии с древним церковным обычаем, не просто воздвигали Креста, а в это время поливали его святой водой. Это тоже очень древний иерусалимский чин, который сохранился во всех патриархатах: омовение креста. И он означает сразу многое. С одной стороны, он означает, что крестом даруется омовение грехов, и это символизировано было еще при самой крестной жертве Спасителя, когда истекли кровь и вода. Мы, конечно, не можем поливать кровью, но та вода, которой мы поливаем, она сразу символизирует воду и кровь, которые пролились на крест, и через это именно, как говорится в богослужении сегодняшнего праздника, произошло очищение грехов всего мира.Также мы можем вспомнить, что и сама вода таким образом освящается, потому что во многих чинах освящения вод, которые мы совершаем в разные дни церковного года, воды освящаются именно тем, что в них погружается крест. Еще можно вспомнить и другое, что этот чин восходит к тому единственному чину Воздвижения Креста, который совершался в Иерусалиме тогда, когда там находилась основная часть подлинного Честного и Животворящего Древа Креста Господня. И после того, как оно там находилось уже несколько столетий, после его обретения царицей Еленой в IV веке, в начале VIIвека персы, которые были язычниками-зароастрийцами, захватили Иерусалим, и самую главную святыню христиан, о которой они прекрасно знали, увезли в свою столицу — Ктесифон. Когда римская армия все-таки разбила персов, то крест был возвращен в Иерусалим, и, в омовение нечистых прикосновений этих персов, тоже был совершено такой чин.

Таков догматический смысл сегодняшнего праздника. Хотя, конечно, об этом можно было бы сказать намного больше. Но как всякий праздник, он имеет не только догматический, но и аскетический смысл, то есть тот, что касается каждого из нас. Как раз об этом говорит сегодняшний Апостол, который говорит нам о том, что слово крестное спасаемым нам сила Божья есть, хотя для погибающих это юродство, т.е. сумасшествие, но для нас — сила Божья. Для нас сила Божья будет тогда, когда мы будем крест носить на себе и в себе, как многократно объясняют нам Святые Отцы, начиная с того же самого апостола Павла. Что значит носить крест в себе? Наверное, мы все знаем, если хоть немножко ходили в церковь, самое первое и самое главное значение: крестом являются все наши скорби, которые мы переносим ради Христа. Не вообще всякие наши скорби, потому что мы можем скорбеть, потому что хотим того и этого, но не можем получить, или у нас чего-то отнимают или нам чего-то жаль. От этого у нас большинство наших скорбей. Но ни одна из них не является скорбью ради Христа, поэтому ни одна из них не является нашим крестом. Это является скорее тем, что нас тянет не к воскресению, а к могиле.

Ну а есть какие-то скорби, которые мы переносим потому, что хотим жить по-христиански. Мы сопротивляемся, прежде всего, своим собственным греховным устремлениям, а также влечению нашей среды, которая обязательно устроена так, чтобы отвлекать нас от всего христианского. И уже это является нашим крестом. Но если мы стараемся жить по-христиански, то мы должны понять и в более глубоком смысле, что такое для нас Крест Господень. А именно мы должны понять, что крест нужно носить внутренне в нашем уме и в нашем сердце, и именно этому служит Иисусова молитва, которую должны творить постоянно. Когда мы обращаемся в Иисусовой молитве внутренне: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй меня грешного, — то помилование значит не то, что этот термин означает в русском языке. В Библии он имеет гораздо более конкретное значение — очищение наших грехов, то есть то, что совершено было на кресте. Само слово “помилуй” уже это слово отсылает нас к кресту. Но даже если мы произносим молитву более кратко, просто “Господи помилуй”, то и тогда мы, обращаясь ко Христу, подразумеваем, даже не называя ее, эту крестную жертву.

Поэтому лучше не просто терпеть тяжести, которые бывают, когда мы стремимся жить по христиански, и к ним еще прилагать тяжести, которые налагает на наш ум стремление все время молиться, а понимать, что одно облегчает другое. Если мы возьмем иго Христово именно добровольно, и будем стараться удерживать и переформатировать свой собственный ум посредством молитвы, тогда иначе будут выстраиваться внешние обстоятельства нашей жизни, и к тем скорбям, которые будут — конечно, для нашего очищения — на нас находить, мы будем иначе относиться. Поэтому в те дни, в которые выносится для поклонения в церкви крест, взывая к нему как к одушевленному, как будто это был человек, как подчеркивает богослужение, мы должны, прежде всего, просить его о том, чтобы крест все время прибывал внутри нас, в нашем уме и сердце. Аминь.