Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Пятидесятницы, когда в виде огненных языков даровался Дух Святый. В этот день святая Церковь празднует свое основание, потому что несмотря на то, что уже была Евхаристия установлена, несмотря на то, что уже воскрес Христос, несмотря на то, что Он являлся после Воскресения неоднократно и, наконец, явился во время Вознесения — несмотря на все это, апостолам еще не было повеления отправляться на проповедь.

Им было сказано нечто совершенно иное — чтобы они сидели в Иерусалиме, никуда не ходили и особо не проповедовали, а ждали. Чего ждали? “Дондеже облечетеся силою свыше”, то есть когда, наконец, придет Святой Дух и даст им эту силу, чтобы дальше идти на проповедь. И вот только сегодня, только на пятидесятый день после Воскресения, это наконец и произошло.

Тут мы можем понять, что это обозначает и в нашей жизни — дарование Святого Духа, без Которого мы творить ничего полезного не можем. Не буду говорить, что мы ничего вообще творить не можем — к сожалению, можем очень много творить без Святого Духа. Но, во всяком случае, это неполезно, а вот полезного не можем ничего. Обычно у нас совершенно другой подход к жизни.

Обычно мы смотрим, что мы можем своими силами. Иногда нам кажется, что у нас этих сил много, у нас энтузиазм, у нас все получается, нам нравится, и мы даже не задаем себе вопрос, что мы можем своими силами, а что не можем, потому что вот же, все получается. Это ведет к тому, что мы впадаем в забвение, впадаем в еще большее отделение от Бога, нежели то, которое у нас было, когда мы только еще приходили в это настроение.

И тем самым успех, который мы, возможно, получим в разных делах, которые нас интересуют — кстати, надо заметить, что если мы христиане, то очень возможно, что это будут дела христианской проповеди, мы кому-нибудь поможем узнать христианство или поможем в житейских делах, но тоже в порядке христианского милосердия, — такие успехи у нас вполне могут быть, для кого-то это может быть даже и полезным, но для нас самих это будет не только не полезно, но и очень вредно.

Потому что нам будет казаться, что вот в этом мы живем, в этом и состоит наша жизнь с Богом, что Он нас во всем прикрывает и поддерживает. Как будто Бог — это какая-то “крыша” в дурном смысле этого слова.

Потом еще окажется, что вдруг — раз, и по милости Божией мы впадем в такое состояние, когда поймем, что никаких наших сил не хватает, что ничего мы не можем. Потому что если мы не впадем в такое состояние после того, как некоторое время у нас все получается и о Боге мы забываем, то это может произойти только в одном случае, крайне редком, такого почти никогда не бывает, но все-таки иногда бывает: это когда при жизни человека Господь от него отступился совершенно, потому что видит, что тот уже ничего не сделает полезного для своей души. И по каким-то неведомым нам судьбам, может быть, отчасти для наказания окружающих, которых еще есть смысл наказывать, этот человек еще какое-то время продолжает жить, но уже в духовном смысле как труп живой.

Тогда, действительно, можно не опасаться, что наступит какое-то разочарование. Нет, оно не наступит. Но если все-таки какая-то надежда нам на спасение осталась, а мы впали в такое состояние, что все у нас получается, христианская жизнь “бьет ключом”, — это в том случае, если мы увлекаемся христианством, мало ли чем люди увлекаются в этой жизни, — и вроде бы все хорошо, но тогда бывают, конечно, какие-то срывы.

А второе знакомое нам всем состояние — это наоборот, когда мы видим, что ничего не получается, ничего мы не можем. Приходит полное отчаяние. Мы беремся за что-то, а бывает, что и взяться-то не можем, а если можем, то ничего не получается. И когда же это все изменится?

Тут надо сказать, что если не будет второго типа состояния, то мы будем впадать в состояние первого типа. И неизвестно, что хуже. Второе — это когда мы говорим, что вот ничего у нас не получается. Все дело в том, что мы у Бога чего-то не того просим. Или, может быть, формально просим и действительно чего-то полезного, но по сути все равно просим не того, потому что хотим, чтобы это было здесь и сейчас и легко.

Нам еще часто кажется, что когда мы что-то творим по воле Божией, то все происходит легко. Нет, легко происходит только кое-что, чтобы избавить нас от тяжелых, непереносимых для нас испытаний. Просто потому что любые испытания, которые Бог подает, не бывают сверх сил. И чтобы не было сверх сил, в каких-то случаях некоторые трудные вещи проходят легко.

Также бывает, что очень трудные вещи проходят легко для того, чтобы мы просто не впадали в отчаяние и видели вообще, что есть промысел Божий над нами. Но обычно все проходит трудно, потому что недаром христианскую жизнь уподобляют мученичеству даже в тех случаях, когда прямого мученичества вроде бы и не происходит. Это означает, что нельзя спастись легко.

Это означает, как сказал апостол, “многими скорбьми подобает нам внити в Царство Небесное”. Откуда эти скорби возьмутся? Откуда? Они, конечно, частично возникают сами по себе совершенно невольные. Но если мы просто захотим что-нибудь делать полезное, у нас обязательно будет что-то не получаться, обязательно это будет вызывать скорби.

Мы обязательно попадем в такую ситуацию, потом в другую попадем, но тоже такую же, потом в третью и четвертую, и все время там будет такое, что мы будем испытывать свое собственное бессилие. Тогда мы и получаем шанс, — но не обязанность, а только шанс, если сами захотим им воспользоваться, — осознать помощь Божию. И помощь Божия приходит по-разному. Бывает, что, наконец, после многих попыток, какие-то трудные обстоятельства разрешаются. А бывает и по-другому.

Бывает, мы получаем совершенно новый взгляд на ту ситуацию, в которой мы были, и понимаем, что мы просто лезли совершенно не в ту сторону. Действительно, туда нас не пускала жизнь, а точнее говоря, промысел Божий нас туда не пускал, потому что нечего нам там делать — надо совсем не туда идти, а в другую сторону. Такое прояснение мозгов — это тоже помощь Божия. Но все это бывает только тогда, когда мы понимаем, что без помощи Божией мы ничего не можем, и, в то же время, понимаем, — это не менее важно, и не должно быть отделено одно от другого, — что помощь Божия есть всегда, не может быть такой ситуации, когда ее нет.

Она есть всегда, но не всегда она еще в полной мере проявилась по отношению к нам. Пока мы физическиживы на земле, еще многие вещи не закончились, продолжаются, милость Божия проявляется постепенно во всем. Поэтому всегда, до конца нашей жизни у нас будут такие ситуации, где нам нужна помощь Божия. Мы это будем осознавать в каких-то случаях лучше, в каких-то хуже, в каких-то не будем вообще, но ситуации такие будут всегда.

Поэтому, когда мы хотим, чтобы разрешилась какая-то ситуация, мы никогда не должны хотеть благополучия для себя. Благополучием я тут называю то, что обычно люди называют благополучием — когда все хорошо, ты всем доволен, тебе ничего не хочется. А если более по-христиански, аскетически сказать, то, наоборот, — у нас всегда должно быть благополучие, как это говорят святые отцы.

То, что для нормальных людей является горестями, тревогами, крайним неблагополучием, то для тех, кто отсекает свою волю перед волей Божией — это всегда одинаковое благополучие. Но это вершины, к которым сразу вот так не придешь. Подвижничество состоит именно в том, чтобы к ним прийти — это большая цель христианской жизни. Начинать надо с того, как было у Марии Египетской — ей стало легко после семнадцати лет в пустыне, но в первые семнадцать лет у нее было другое состояние. Пусть это для нас и не благополучие, пусть все и тяжело, пусть и у нас хоть до самой смерти будет это самое другое состояние.

Поэтому удивляться нечему. Надо думать, что все мы облекаемся силою свыше, приобщаясь к сегодняшнему празднику, а точнее говоря, приобщаясь к Церкви.

Аминь.