Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы подошли к третьей неделе Великого поста, которая называется Крестопоклонной. Это не простой, но особенный праздник, который бывает в середине поста, чтобы мы не изнемогали все время от великопостных мотивов, но чтобы мы были поддержаны этим праздником. Конечно, каждое воскресение Великого поста все равно малая Пасха, все равно мы вспоминаем Воскресение Христово. Это уже очень большой праздник. В течение всего поста у нас это сохраняется. Но сейчас нам еще добавлен праздник в честь Креста, для того чтобы мы дополнительно нашли в этом утешение. И те, кто был на утрени, заметили, что поется также пасхальный канон. То есть песнопение сегодня напоминает нам о цели нашего пути и о том, что сейчас достигнута середина этого пути, когда мы под сенью Креста, как объяснялось в сегодняшнем богослужении, должны упокоиться.

Крест означает то, что мы должны нести всегда. О чем были сегодняшние апостольские и евангельские чтения? — О тех, кто несет крест Христов. Казалось бы, крест Христов – это мученичество. Конечно, есть христиане, которые претерпевают мученичество. Но для большинства христиан это не так. Даже для тех, для кого это так, большая часть жизни проходит без внешне заметного мученичества. Но, как объясняли святые отцы, если мы будем жить по-христиански, то некое мученичество на протяжении нашей жизни бывает.

Когда мы слышим монашеские поучения об этом, например, Феодора Студита, которого мы часто читаем, то можем поверить, что жизнь в монашеском общежитии – это мученичество, даже склонны этому поверить (поэтому мы не там, а здесь). То есть мы, скорее, даже этого избегаем. Но так можно доизбегаться до того, что мы не только не вступим в монашеское общежитие (что от нас и не требуется, не вступаем – не надо), а вообще выступим из христианства. Христианство есть мученичество постоянное. На это можно ответить, что оно состоит в том, чтобы исполнять свои обязанности, чтобы терпеть всякие неприятности, которых нам хотелось бы избегать, не отвечать злом на зло, не оскорбляться, когда нас оскорбляют.

Этот ответ будет по-своему правильным, но недостаточным. Конечно, христианское отношение ко всяким таким неприятностям, которые приключаются у нас, должно быть терпеливое. Мы должны понимать, что это единственное, что позволяет нам как-то спасаться и как-то замечать свои страсти и тем самым начинать с ними бороться. Если мы просим, чтобы Господь нас смирил, то наши молитвы исполняются. А как они исполняются? Мы получаем разные жизненные ситуации, которые приводят нас к смирению, при условии, что мы ими воспользуемся. Например, кто-нибудь, выражаясь фигурально, а иногда и прямо, в нас плюнет, а мы решим, что правильно сделал, не будем иметь никаких претензий. Мы найдем, за что следовало с нами так обойтись, если даже человек имел в виду что-нибудь другое.

Но это неправильное и неполное объяснение, потому что оно предполагает, что мы живем какое-то время по-христиански, когда терпим все эти вещи, зато потом отдыхаем. И когда мы начинаем так отдыхать, то мы обычно отпадаем от Церкви. А если совсем отпадаем, то можем по средствам самонаблюдения установить, что в это время мы как раз вовлекаемся в разные грехи. Вроде бы начали с чего-то такого, что допустимо, а получилось что-то не то, мы не смогли вовремя остановиться.

В чем здесь дело? Дело в том, что мы не следим за своими помыслами, а следить за ними надо. Многие читали, что мы должны непрестанно молиться и иметь память Божию. Но такое воспоминание, несмотря на его правильность, может быть не очень уместным, потому что оно окажется неисполнимым, если им ограничиться.

Дело в том, что память Божия, которая есть непрестанная молитва, подобна некоему зданию, которое надо построить, которому надо обучиться. А чтобы построить какое-то здание, надо, чтобы для этого была какая-то почва. То есть для того, чтобы построить даже не само здание, а только фундамент, уже должна быть какая-то почва. Если мы хотим строить на болоте, то ничего у нас не получится, пока мы это болото не осушим. Поэтому так часто бывает, что люди, приходя в христианство, вовлекаясь во все это, начинают привыкать к тому, чтобы иметь память Божию, — но сходят с ума, звереют. В конце концов, они отпадают. Чаще всего отпадают в таких формах, что сами это понимают, а бывает, в таких, что не понимают. Это гораздо хуже.

Просто они не с того начали. Они правильно поняли, что надо делать какие-то строительные операции, правильно поняли, в чем они состоят, но неправильно поняли, что начинать надо с того, чтобы осушить болото, на котором нельзя построить вообще ничего. И не только никакой памяти Божией, а и ничего христианского.

Что это за болото? Это болото, в которое мы погружаем сами себя, когда начинаем отдыхать. Мы начинаем думать, что мы помолились, напряглись, а сейчас придем домой, важным делом будет поесть, а потом отдохнуть. Здесь надо понимать, что так жить нельзя. А как же тогда жить? Все люди так живут.

Здесь есть некоторые секреты христианской жизни. Главный секрет заключается в том, что надо все время планировать то, что я буду делать на следующем этапе. Надо идти на один-два шага вперед. Не надо далеко, а на один-два шага обязательно. Если я сейчас что-то делаю, например, лежу или сплю, то для того чтобы встать и начать делать что-то следующее, я готовлюсь психологически к тому, чтобы это делать. А раскачиваться надо заранее. И для того, чтобы что-то следующее начать делать не раскачиваясь, — раскачиваться все равно ведь надо, — то раскачиваться надо заранее, когда мы еще делаем что-то предыдущее, чтобы не было таких провалов во времени, когда мы зависаем, когда мы тормозим.

Мы в этом болоте запутываемся, а потом оно нас засасывает. Для того чтобы пройти по болоту и не утонуть, надо все это быстро делать. Поэтому надо все время ставить себе следующую задачу. Если никаких дел нет, надо пойти погулять, только не стоять на месте. Задача может быть и по эффективному отдыху. Это хорошо и полезно. Но не должно быть никакого провисания. Потому что из-за него обязательно будет разложение, помыслы повлекут, и дальше будут всевозможные грехи.

Надо все время не давать себе спуску и все время жить в ненапряжении. Если напрягаться – лопнешь. Здесь должно быть не напряжение, а такой стиль жизни. Это некоторый дискомфорт, особенно поначалу. И это есть такой крест, который надо нести всегда. Это подобно тому, как многие люди ради житейских вещей предполагают нечто аналогичное. Святые отцы нам указывают на спортсменов и воинов, которые для того, чтобы быть всегда в профессиональной форме, должны все время тренироваться и не могут делать что попало. Они соотносят основное дело с жизненной целью. Но если они даже для мирских целей так делают, то так должны делать и мы. Это относится абсолютно ко всем. Если этого не делать, то не будет никакой христианской жизни вообще. Она будет разваливаться. Христианская жизнь будет все время начинаться заново, но в момент начала она будет рушиться.

Правда, если мы никогда не будем отступать, то, в конце концов, вразумимся, что делаем неправильно. Жизнь перестанет рушиться. Это хорошо. Поэтому надо стараться делать так. Так как оно не получается, то надо к этому относиться терпеливо, начинать заново и заново. Тогда, я не буду говорить, что все будет хорошо, потому что не дай Бог, чтобы у нас все было хорошо. Это очень тяжелое искушение, которое очень трудно вынести. Почти никому невозможно не впасть в те грехи, в которые впадают те, у которых все хорошо. Но будет достаточная пропорция того, что будет хорошо.

Аминь.

епископ Григорий