Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Жители страны Гергесинской попросили Христа уйти от них, когда увидели, как Он исцелил двух бесноватых, бесы из которых вошли в свиней, а свиньи бросились в море; когда люди видят дерзновение к Богу у кого-то, то этот человек становится для них непереносим; преподобный Иоанн Лествичник говорит, что исповедь подобна узде, которая удерживает нас от совершения разных грехов; когда мы расслабляемся, нам хочется поступить так же, как жителям земли Гергесинской — попросить Христа уйти от нас; бесы — духовно нечистые, а свиньи в Ветхом Завете — физически нечистые — грехи и нечистота, которую жители разводили по своей воле, потому что они приносили им доход; мы также часто от разных нечистых, греховных вещей получаем удовольствие и сожалеем, когда они от нас отняты; поэтому мы часто лишаемся каких-то физических возможностей, чтобы мы могли исправиться духовно; лучше смотреть на себя, как на гергесинских бесноватых, которые хотели исцелиться; пытаясь измениться, приходить к осознанию невозможности это совершить необходимо, а то мы впадем еще в худшее состояние; тогда, видя наше желание, Бог нас исцелит во время благопотребно.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельскую историю, которую, наверное, почти все помнят: Христос пришел в землю Гергесинскую и встретил там двух бесноватых, из которых собирался изгнать бесов. Когда бесы это поняли, то попросили, чтобы Он повелел им пойти в стадо свиное, которое паслось неподалеку. Христос так и сделал, а стадо свиней с бесами убежало и бросилось с обрыва в озеро и утонуло.

После этого жители страны, потерпевшие ущерб,— а это были не иудеи, потому что иудеи не разводили свиней, этим занималось языческое население, — попросили Иисуса, чтобы Он от них ушел, не оставался больше у них в стране, потому что опасались еще большего материального ущерба, нежели тот, который они уже претерпели. И Иисус действительно от них ушел.

Вот такое Евангельское чтение у нас было. Здесь очень много памятного и примечательного — за один раз и не скажешь обо всем. Но, конечно, особенно для нас значимо поведение этих жителей страны Гергесинской, тем более, если вспомнить других жителей неиудейского города, о котором упоминается в Евангелии, — самаритян, жителей самаритянского города Сихарь. Они, напротив, просили, чтоб Христос у них остался как можно дольше, и Он пробыл у них три дня и многих обратил. Поэтому в дальнейшем так и получилось, что не только иудеи, но и самаритяне стали первыми христианами еще тогда, когда проповеди язычникам еще не было.

Но жители страны Гергесинской вели себя совсем иначе. Конечно, люди, став свидетелями таких событий, чаще всего будут вести себя иначе. Бывает, что когда люди видят дерзновение к Богу у кого-то, то этот человек становится для них непереносим. Об этом еще в Ветхом Завете было сказано Соломоном, что даже праведник, когда на него смотрят люди порочные, будет для них тяжел и неприятен, поэтому они будут хотеть от него всячески избавиться. Праведник для неправедников служит обличением, его боятся, потому что знают, что через него будет какое-то наказание для них, и они прекрасно чувствуют, что есть, за что их наказывать.

Вот такие были эти жители страны Гергесинской. И что делает Христос? Поскольку Он видит, что жители упорны в своем желании, и проповедовать, говорить с ними бесполезно, потому что большей проповеди, чем то чудо, которое Он перед ними сотворил, наверное, и быть не могло, и понимая, что эти люди так и останутся глухи, Он идет дальше, оставляя их в своей собственной глухоте.

Так может произойти, конечно, со всеми нами. Так может случиться не только, когда мы сталкиваемся с особо праведными людьми – их может быть в нашей жизни либо мало, либо мы их можем не замечать, — но и когда мы ходим на исповедь, готовимся к тому, чтобы прийти в Церковь. Когда мы готовимся к исповеди, которая, предположим, будет через неделю или через две от сегодняшнего дня, мы уже многих вещей просто не станем делать, потому что это просто неприятно и неудобно, и потому, что не хочется потом на исповеди это рассказывать. Тогда лучше и не делать.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что исповедь подобна узде, которая удерживает нас от совершения разных грехов. Конечно, всякая узда может порваться, и в этом смысле исповедь тоже может “порваться”, но, по крайней мере, она нам очень помогает. В то же время, если мы позволим себе расслабиться, то у нас будет появляться масса причин, конечно же, “уважительных”, чтобы не ходить в Церковь – то не получилось, это не состыковалось, поэтому мы и не пришли. А потом мы просто будем забывать, у нас даже исчезнет побуждение искать какие-то причины, чтобы на них ссылаться, почему мы не пришли. Просто будет забываться, будет все труднее собраться, все чаще нам будет некогда. Но мы будем сами себе обещать при этом, что уж в следующий раз обязательно соберемся.

Примерно так все бывает. Мы так живем именно потому, что нам тяжело все время жить пред Богом, нам хочется расслабиться. А для нас расслабиться значит вовсе не то, что отдохнуть и получить, действительно, некоторый отдых, в котором все мы имеем настоящую нужду – Господь об этом знает, и никакого греха в этом нет, — а мы хотим расслабиться так, чтобы позволить себе какие-то грехи. Конечно, когда мы так делаем, то, конечно, дальше уже не хочется встречаться с Богом, хочется сказать Ему ровно все то же самое, что сказали Ему жители страны Гергесинской. Они ведь совершенно не сомневались в чуде, которое Он сотворил, более того, именно потому, что они в нем не сомневались, они и попросили Его пойти куда подальше.

Так же и мы именно потому, что верим в Бога и понимаем, как надо себя вести в соответствии с этой верой, а как, наоборот, нельзя, хотим от Него избавиться и говорим ему как некие библейские грешники: “путей Твоих ведети не хощем”, то есть “не хотим Твоих путей, не хотим ходить в путях Твоих”.

Теперь надо понять следующее. Погибли животные — свиньи, которые, конечно, ни в чем не виноваты. Но как эти самые свиньи, так и другое живое существо, хотя и растение, например, смоковница в Евангелии, не имеют самостоятельного значения, потому что ни свиньи, ни смоковница не являются разумными существами, которые могут быть грешными или безгрешными, праведными. Все это – неодушевленная природа. Не в том смысле, что она не имеет животной души (свиньи, конечно, имеют животную душу, которая позволяет им двигаться, что-то чувствовать), но они не имеют разума, не имеют бессмертной души. Поэтому вся неодушевленная природа пригодна для того, чтобы служить символом чего-то.

Еще в Ветхом Завете свиньи указаны в качестве символа как животные нечистые, поэтому было даже запрещено их есть – иудеи их не разводили. И бесы, понимая это символическое значение свиней, хотели туда войти,потому что бесы – духовно нечистые, а свиньи – физически нечистые. А жители страны Гергесинской – это те, кто разводит вокруг себя символическую нечистоту, то есть этих самых свиней.

Символическое значение этот евангельский рассказ имеет такое: те живые свиньи, которых разводили жители страны Гергесинской, обозначают грехи и нечистоту, в которой они жили по собственной воле, потому что она приносила им доход, и они были рады получать его дальше, и оказались очень не рады тому, что лишились такой возможности.

Так же и мы уподобляемся жителям страны Гергесинской в том, что от разных нечистых, греховных вещей получаем удовольствие и сожалеем, когда они от нас отняты. Очень часто бывает, что люди заболевают и теряют возможность пользоваться тем здоровьем, которое у них было до болезни. Они не могут куда-то пойти, в чем-то принять участие, не могут посмотреть каких-то зрелищ, может быть, телевизор и так далее. Конечно, прежде всего, хочется их пожалеть и можно пожалеть, что они чего-то лишились, но мы должны не только жалеть, а понять для чего это произошло, и, может быть, осознать почему.

Ответ на вопрос “почему” может быть таким: за какие-нибудь грехи, за то, что, имея все возможности телесные, неправильно ими пользовались. А ответ на вопрос “для чего” может быть только один в любом случае: для того, чтобы исправились. Если даже раньше мы этими способностями не грешили, что на самом деле вряд ли, но теоретически это допустимо и возможно, — но даже если не грешили, то теперь, когда у нас будет более трудная жизнь, мы можем более усовершенствоваться душевно.

Но обычно должно быть верным более грубое соображение: причина в том, что мы использовали свои возможности не на благо. Мы использовали их для того, чтобы получить удовольствия, приятные ощущения от того, что никак не привело бы нас к Богу, а как раз уводило бы от Бога. Мы сами никак не захотели отказаться от этого добровольно, и, видя это, Господь, чтобы все-таки дать нам шанс на спасение, нас этого лишил, потому что если мы это примем и исправимся, то приобретем великую пользу, нам будет лучше от того, что мы лишились каких-то физических преимуществ. А если же мы начнем еще и роптать, потому что свободная воля от нас никуда не делась, и она может на этом этапе принять Бога, а может отвергнуть, то к уже имеющимся грехам добавим новые.

Конечно, всего этого нам надо избегать. Лучше нам уподобляться не тем внешне нормальным жителям страны Гергесинской, о которых сегодня говорили, а этим двум бесноватым среди них. Они были совершенно безобразные, об их какой-то жизни по Богу даже говорить не приходится, наоборот, в Евангелии сказано, что от них никому проходу не было, что они просто нападали на людей, представляли источник опасности – вообще ничего хорошего о них сказать нельзя.

Но эти бесноватые все-таки хотели исцелиться, раз действительно это исцеление произошло. Они не принимали себя такими, какими они были, хотя до поры до времени ничего не могли с собой поделать. Видя их такое настроение, Господь их встретил и на самом деле исцелил. И потому на себя лучше смотреть как на таких вот бесноватых: “да, я живу совершенно безобразно; да, я приношу очень много зла окружающим из-за того, что мое внутреннее безобразие проявляется внешне, и, прежде всего на тех, с кем я особенно близко сталкиваюсь; но я себя таким не принимаю, я хочу измениться”. Конечно, я должен не просто себе это говорить, но если я вижу, что в чем-то хоть маленьком могу сейчас измениться, то тогда должен использовать этот шанс. Если я вижу, что могу что-то хорошее сделать, я должен стараться это сделать. Тогда будет видно, что я хочу измениться.

Если это будет, то дальше у нас наступит период, когда мы будем приходить, может быть, даже в отчаяние от того, что вот мы столько трудимся–пытаемся–стараемся, а ничего не получается. Это тоже совершенно необходимо. Мы должны осознать, что, действительно, мы не можем ничего сделать, чтобы по-настоящему измениться. Иначе, если мы этого не познаем, то нам покажется, что мы сами смогли что-то сделать, и тогда мы впадем в еще худшее состояние.

А вот когда мы все-таки поймем, что мы не можем ничего сделать, чтобы серьезно измениться, а можем только так слегка “дергаться и брыкаться”, но в нужном направлении – это очень важно само по себе, хотя далеко еще не дает результата, – то тогда Господь обязательно нас избавит во время благопотребно. Скорее всего, это будет нескоро, но это будет обязательно, и будут реальные изменения. Возможно, они произойдут так, что мы просто даже забудем, что у нас были какие-то такие проблемы, и спустя много лет вспомним, что когда-то были такие совершенно нерешаемые вещи, а теперь они кажутся пустяковыми.

Вот так это и бывает. Конечно, тогда мы поблагодарим Бога и будем понимать, что с нашей стороны было только какое-то желание не жить такими, какими мы были, а все остальное происходило с нами со стороны Божией. В это должна быть у нас совершенно несомненная вера. Только так мы можем жить по-христиански.

Аминь.