Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

В Крещенский сочельник совершается особый чин водосвятия — Великая Агиасма; освещение воды на Богоявление происходит потому, что в это время открылись Небеса, открылся Христос как Сын Божий; хотим ли мы, чтобы нам открылись Небеса для того, чтобы нам понять, что Христос, действительно, Бог?; святая вода служит в осуждение тем, кто берет ее с верою в ее магические свойства, а не с верою во Христа, как Сына Божия, который был засвидетельствован во Иордане; если мы берем святую воду и веруем, что она, действительно, действует силою Божию, силою Иисуса Христа, то тогда надо верить и во всем остальном, а это значит, причащаться и исповедоваться; надо начать делать что-нибудь небольшое, что я могу делать: учиться молиться и начать следить за собой, за своими грехами, готовясь к исповеди; в духовной жизни очень важно ставить себе маленькие задания и стараться их выполнять.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы начали праздновать Крещение Господне, Богоявление. В память об этом событии — о том, как Христос крестился от Иоанна во Иордане, как Святой Дух в виде голубя сошел на него, и Глас от Отца засвидетельствовал, что это, действительно, Сын Божий, Сын Его, — мы сегодня освящаем воду.

Кто может, освящает воду в открытых водоемах, у кого нет поблизости, как у нас, то освящают, как могут. Это особый чин водосвятия.

Он особый не только потому, что там особые молитвы, какие не бывают в другие дни освящения воды, но, конечно, и по сути. Поэтому он называется Великая Агиасма. Агиасма – святая вода по-гречески. Что же он нам указывает? Для чего мы стараемся прийти и взять воду, принести ее домой? К сожалению, очень по-разному у людей это бывает.

Если спросить у человека, который пришел за водой в этот день в церковь, зачем ему эта вода, что он с ней будет делать, то ответы будут самые разные. И, скорее всего, не будет ни одного ответа, согласного с церковной традицией. Хотя, конечно, есть и такие люди, которые более или менее понимают, зачем это все надо. Вот мы и должны подумать о том, зачем это все надо. Почему мы освящаем воду сегодня?

Потому что в это время открылись небеса, открылся Христос как Сын Божий. Как человека Его и раньше знали и видели. И вот Он пришел, и было уже явлено всем, что это Сын Божий. Вот хотим ли мы, чтобы это нам было открыто? Чтобы нам открылись Небеса, и чтобы нам открылся Христос не просто как какой-то исторический человек, который, может быть, был хороший, но когда-то давно, и мало ли этих хороших людей было? Мы всех хороших людей уважаем, но не более того. — Но хотим ли мы, чтобы нам открылись Небеса для того, чтобы нам понять, что это, действительно, Бог? Хотим ли мы этого? Если хотим, то мы правильно пришли за водой. Даже если мы на данный момент, предположим, о христианстве почти ничего не слышали, и только какие-то смутные слухи до нас дошли, что христианство – это что-то хорошее, и что этому в принципе надо доверять, — то этого уже достаточно для того, чтобы уже начать христианскую жизнь.

Этого еще не достаточно для того, чтобы в полноте начать христианскую жизнь, но полнота христианской жизни – это вопрос относительный. С одной стороны, под полнотой подразумевают участие в обрядах, а, с другой стороны, полнотой христианской жизни живут только святые. Все мы должны стать святыми, но не всё сразу.

Поэтому начнем с того, что просто посмотрим, что христианская жизнь составляет для меня. Нужна ли она мне вообще? Конечно, может быть, найдутся такие люди, которые скажут, что вообще им это не нужно, а просто есть какой-то обычай приносить эту воду. Такие люди бывают. Не знаю, присутствуют ли они сейчас, скорее всего, нет, но такие люди есть, наверное, среди знакомых у каждого из нас.

Этим людям надо сказать, что тогда вообще им не нужно брать святую воду. Это будет только лишний грех пренебрежения к святыне, а не пренебрежительного отношения к святыне у таких людей просто быть не может. У всех остальных людей может быть такое отношение к святыне, которое принесет им пользу, и тогда правильно, что они ее берут, а может быть и такое, которое принесет им вред. И тогда от святыни они получат совсем не то, что чают.

Отчего же это зависит? От того, как мы хотим относиться к христианской жизни. Если мы еще не привыкли исповедоваться и причащаться регулярно, как это нужно делать всем христианам, то тогда нужно подумать о том, что мне мешает. Может быть, я не верю в это? Или верю, но еще не собрался?

Если не верю, то почему я не верю в это, а в то, что вода святая, верю? Потому что какие-то магические свойства приписывают этой воде разные безумные люди и даже пишут в газетах об этом, по телевизору говорят? Если это так, то это очень глупые основания. Никакими магическими свойствами святая вода не обладает. Она обладает сверхъестественными свойствами, но не магическими.

Надо помнить, что она помогает, но служит еще и в осуждение тем, кто берет ее с верою. Все зависит от того, какая эта вера. Вера в то, что вода какая-то магическая? Или вера во Христа как Сына Божия, который был засвидетельствован в Иордане?

Поэтому если мы берем святую воду и веруем, что она, действительно, действует силою Божиею, силою Иисуса Христа и действует тем, кто верит в Иисуса Христа, то бывает от действия польза. А на тех, кто не верит и как-то иначе к ней относится, она тоже действует, но только так, что получается вред. Вот верить так – значит верить церковному учению. Если мы верим в это – хорошо, но тогда надо верить и во всем остальном.

Верить во всем остальном – это значит причащаться и исповедоваться. Понятно, что если даже мы считаем, что, в принципе, это правильно, то все равно еще трудно преодолеть барьеры. Если никогда раньше человек этого не делал, то для него вдруг начать — это будет очень резкое изменение жизни. Это все понятно.

Если трудно, значит надо не сразу, а постепенно и не забегая вперед, чтоб потом не пришлось отступать с поражением. Бывает, что люди очень резво возьмутся за всякие христианские дела, а потом через какое-то время совершенно отпадают – это еще хуже, чем если бы они вообще не начинали. Так не надо.

Надо начать делать что-нибудь небольшое, что я могу делать. Например, если я беру воду, то хотя бы каждый раз молиться: “Господи, помилуй”. А также надо молиться и когда ее употребляю. Надо научиться молиться утром и вечером. Но еще очень важно научиться смотреть за своими грехами: в чем я согрешил в течение жизни, в чем меня особенно совесть обличает.

Надо следить за собой каждый день, к вечеру, или когда едем в транспорте, или мало ли какая свободная минута будет – в чем я согрешаю, что я делаю неправильно. Тем более так приходится думать тогда, когда в нашей жизни какие-то неудачи, тяжелые обстоятельства. Почему случилось именно так, что надо исправить в своей жизни? И вот это будет подготовкой к исповеди.

И надо в какой-то момент себе сказать, что я не просто об этом думаю, а я готовлюсь к исповеди. Тогда можно будет прийти в церковь, постоять, послушать богослужение. Не надо брать на себя никаких обязательств. Не обязательно прийти к началу в такой ситуации, не обязательно уходить в конце, а просто прийти, когда кто может, постоять и помолиться.

От этого уже будет польза, а потом в какой-то момент узнать у священника или у монахини, или еще у кого-то, кто это знает – просто у прихожанина можно узнать, — когда будет исповедь, как подготовиться к исповеди. И так прийти к исповеди, прийти к причастию. Постепенно надо об этом думать. Может быть, если сейчас начать об этом думать, то хорошее время, когда можно будет созреть и все это сделать, — Великий пост, благо, он в этом году очень скоро наступает.

Вот можно ставить себе такие задания. Самое главное, что в духовной жизни очень важно все время перед собой ставить не только глобальные проблемы, что вот хорошо бы там иметь спасение души и получить Царство Небесное. Если мы так себе скажем, то это ровно ни к чему дальше не приведет. Надо конкретно сказать, что вот мне сегодня, или, скажем, в ближайшую неделю, или в ближайшие три недели надо постараться к чему-то приучиться, избавиться или, по крайней мере, ослабить ту или другую греховную привычку.

Греховной привычкой надо называть и какое-то плохое обращение с людьми, с которыми мы регулярно общаемся. Например, я привык в раздраженном тоне отвечать этому человеку, потому что он меня раздражает. Я не могу сделать, чтоб он меня не раздражал – он меня и дальше будет раздражать, — но я могу ему не отвечать в раздраженном тоне. Могу, например, ничего не говорить или говорить необходимый минимум.

Вот такие вещи надо делать и постепенно приходить в церковь, когда можно, и поставить себе задачу, — но кому-то это, может, и рано, — готовиться к исповеди и причаститься. Тогда все на своем месте будут что-то такое делать для себя, что необходимо для спасения души. Каждый человек должен себе такие задачи ставить, независимо от того, насколько он давно живет в Церкви. Тогда все будем двигаться к Царствию Небесному.

Аминь.