Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Многие современные толкователи праздника Введения Богородицы во Храм недоумевают о его значении; предание о Введении во Храм очень ранее, оно прослеживается, по крайней мере, со II века; перед тем, как Она стала Матерью Божией, Мария находилась в особом состоянии и особом месте и была отрешена от всяких мирских забот и мирских контактов и всецело посвящала себя не только внутреннее, но и внешне Богу; “Девы девствуйте, да Христу станете матери” — праздник Введения нам как раз и объясняет, как нам родить Христа; внутри у нас должен быть храм, который существует только ради молитвы; для этого мы должны отрешиться от мира, но это не значит, что всем обязательно становиться отшельниками; мы можем подражать отшельникам и в мирской жизни — мы можем не вести какие-то глупые разговоры, например; к сожалению, легче всего находить с людьми общий язык, когда вместе против кого-то дружишь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Введения Богородицы во Храм. Многие современные православные толкователи значения этого праздника недоумевают, пытаясь соблюсти верность Преданию, но, в то же время, хоть как-то это соотнести с историческими знаниями о том, что там могло происходить. Либо они начинают впадать в какую-то мифологию, а если они либеральных убеждений, то они просто говорят, что вся история, которая сегодня воспоминается, является откровенно фантастической и имеет только символический смысл.

В таких случаях, когда мы сталкиваемся с раннецерковным Преданием, а это очень раннее предание, оно прослеживается, по крайней мере, со II века — а во IIвеке вряд ли могли распространить такое предание, которое совсем бы проигнорировало то, что могло происходить в I веке. И если мы имеем какое-то церковное предание, которое никак не соответствует тому, что у нас является общим историческим знанием о такой-то эпохе, то, скорее всего, надо сделать совершенно другой вывод, а именно вывод о том, что наши исторические знания содержат очень большие дырки, лакуны.

Но если копать глубже, кто имеет для этого возможность, то сегодня можно уже сказать, я думаю, определенно, что христиане почитали в качестве Святого Святых — то есть в качестве основной части Храма, не то Святое Святых, которое было в Храме Ирода Великого и которое было совершенно пустым, как выяснилось, когда Храм этот в 70-м году разграбили и разрушили, а другое, в котором находилось, вероятно, именно то, что перечислено в сегодняшнем апостольском чтении, в Послании к Евреям — Ковчег Завета и Златая Кадильница (алтарь кадильный). Иконография сегодняшнего праздника тоже на это указывает, потому что там Богоматерь поднимается довольно высоко по ступеням, о чем говорится и в сегодняшнем празднике. Такие ступени должны были быть, если подниматься в Сионской горнице, она, видимо, была двухэтажная,на высокое место, но их не могло быть, как это и в других описаниях, в Иерусалимском Храме.

Поэтому хотя христиане и почитали Храм, но Христос сказал: “Се оставляется дом ваш пуст”. Можно еще сказать, что они особо почитали притвор Соломона, который многократно и в Деяниях упоминается, а притвор Соломона — это была та часть тогдашнего Храма, которая еще осталась от самого первого Храма Соломона.

Поэтому то, что происходило сегодня, с одной стороны окутано тайной, а, с другой, это просто рассказ о тех особенностях жизни раннехристианской общины, о которых мы меньше всего сегодня знаем. Так часто бывает, что долго о чем-то не знают, а потом появляются новые факты, которые позволяют сказать, что там было на самом деле. Но это все история — буквальный смысл сегодняшнего праздника, который, конечно, сам по себе чрезвычайно интересен, и если мы его узнаем, то мы, конечно, извлечем что-то душеполезное, но, все-таки, надо помнить, что этот смысл — не главный. А все-таки смысл символический здесь является главным.

Что означает Введение Богородицы во Храм? Это означает, что Матерь Божия, — точнее та, что готовилась стать Матерью Божией, но еще не стала — все время, которое предшествовало Благовещению и тому, чтобы ей стать Матерью Божией — Она находилась в особом состоянии и особом месте и была отрешена от всяких мирских забот и мирских контактов и всецело посвящала Себя не только внутреннее, но и внешне Богу. И это тот идеал, к которому мы должны стремиться, если хотим в себя вместить Бога.

Вот сегодня уже звучали на утрене рождественские песнопения “Христос раждается, славите”. Это означает, что сегодняшним праздником мы начинаем готовиться к празднику Рождества Христова, который не так уже и нескоро.

Собственно говоря, начали мы это на несколько дней раньше, когда начали Рождественский пост. А какой смысл Рождества? Святой Григорий Богослов объясняет это нам, в частности, такими словами: “Девы девствуйте, да Христу станете матери”. То есть, обращаясь к девам, а через это и ко всем христианам, которые должны постараться девствовать телом, и уж, по крайней мере, душой, он говорит, что смысл этого в том, чтобы мы сами родили Христа в себе.

А сегодняшний праздник Введения нам как раз и объясняет, как нам родить Христа. С одной стороны, это предполагает непрестанную молитву и пребывание с Богом, но для того, чтобы это осуществилось, необходимо пребывание во храме. А что такое храм в символическом смысле? Это, во-первых, место, посвященное Богу, которое существует только ради Бога. Поэтому внутри у нас должен быть храм, который существует только ради молитвы. Но для того, чтобы он таким был, он должен быть отрешен от всего земного и от всяких земных контактов. Богоматерь отрешилась даже от Своей семьи.

Для того чтобы это было в нас, мы тоже должны отрешаться от мира. Здесь имеется в виду, конечно, внутреннее отрешение, по внутреннему человеку. Степень внутреннего отрешения видна, конечно, нашей совести, видна суду Божию, но она совершенно не видна со стороны по каким-то формальным признакам, идет ли речь о третьем человеке или о нас самих.Мы не можем степень своей отрешенности от мира измерять по каким-то формальным признакам. Но совесть наша ее указывает, если она только не совсем плоха, если мы сами озадачимся тем, чтобы ее спросить.

Но есть условие: для того, чтобы было внутреннее, должно быть и внешнее. Внешним образом отрешиться от мира мы тоже должны, иначе не будет никакого внутреннего.Но как же нам внешне отрешиться от мира, если далеко не все из нас могут стать отшельниками? Ведь мы знаем, что даже из монахов, что даже из святых монахов только немногие предпринимали этот подвиг отшельничества буквально и отрешались от мира. Но мы знаем, что в какой-то степени мы можем подражать отшельникам на своем месте, даже если мы миряне, если мы работаем, живем в семье и т.д. Есть нечто, чем мы всегда можем подражать. Например, мы можем не вести какие-то глупые разговоры. Можем отделить нужное общение от всего потока общения, который у нас есть. Далеко не все люди, с которыми мы общаемся, нам нужны. Ни в том смысле, что они нам нужны, ни в том смысле, что мы им нужны и как-то реально помогаем. Если мы им помогаем получить удовольствие — чисто греховное — это не значит, что мы им помогаем. Точнее это значит, что мы им помогаем погубить свою душу.

Такое общение, конечно, не полезно никому, в том числе и нам. Поэтому есть какие-то контакты, которые просто и не надо поддерживать. И если они помимо нашей воли поддерживаются все-таки, то нужно приложить усилия, чтобы их отсечь. Но есть еще другие контакты, которые, может быть, и полезны. Но в них слишком много неполезного. Например, есть какие-то люди, с которыми мы должны поддерживать отношения. И само по себе это является нашим долгом или, по крайней мере, не грехом. Но в этих самых отношениях есть много лишнего. Есть, скажем, люди, с которыми мы должны иногда поговорить, но это не значит, что мы должны говорить с ними по телефону каждый день и по часу. Совершенно очевидно, что такое телефонное общение не может все состоять из полезного практически. Оно не может все целиком состоять из душеполезного. Потому что такие душеполезные беседы, даже если бы мы действительно говорили о душеполезном, уже просто от своего количества рассеивали бы ум.

Но, на самом деле, мы знаем, о чем там говорится. О том, что представляет взаимный интерес. Что представляет взаимный интерес? Как кто-то нас обидел — пожаловаться, как кто-то там еще плохой. Вообще легче всего находить с людьми общий язык, когда вместе против кого-то дружишь. Или не дружишь, но просто кого-то осуждаешь. Дружить против врагов православия, страны, народа, пенсионеров, молодежи, ученых, семьи или лично меня, любой категории населения — очень легко.А о чем-то полезном проговорить трудно. Но ладно, трудно, никто же не заставляет говорить, можно же помолчать, можно же не продолжать такие беседы. Нет же, продолжаем.

Если бы мы хотя бы в таких мелочах научились бы хранить молчание или, действительно, следовать воле Божией, уже был бы великий прогресс. Уже можно было бы сказать, что сегодняшний праздник мы празднуем не зря. Если какую-то, хотя бы, микроскопическую частицу службы сегодняшнего праздника мы принесем в свою жизнь.

Аминь.