Раньше Четыредесятница продолжалась 8 недель, а в субботу и в воскресение устав был, как на масленицу; устав пощения изменился в VII веке, чтобы отличить православных от монофизитов; на остальных седмицах Великого поста важно стараться не рассеиваться так же, как на первой, и так же строго соблюдать пост; надо стараться причащаться за литургией Преждеосвященных даров, а для этого надо молиться и сосредотачиваться; уныние — это такое рассеяние ума, любопытство, с которым помогает бороться пост; важно причащаться за литургией Преждеосвященных даров, тогда будние дни будут особо посвящены Богу; правила поста не относятся к людям, которым по причине болезни надо чаще есть; субботу и воскресение Великого поста надо использовать, чтобы отдохнуть и собраться со вниманием.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы завершили, по сути дела, первую седмицу Великого поста. Потому что суббота и воскресения в течение всего Великого поста не являются днями, которые принадлежат к Великому посту. Устав пощения и сейчас сильно ослаблен для них, а раньше он был еще более слабым. Правда Четыредесятница продолжалась 8 недель, но это потому, что в субботу и воскресение был такой же устав, как на масленицу: можно было есть яйца и молочное. Зато недель поста было не 7, а 8. Получается, что если пять дней поста в неделю умножить на 8, будет 40 дней, то есть Четыредесятница, такой был расчет. Потом пост сократился на одну неделю, но зато суббота и воскресение стали более строгими.
Нельзя сказать, что лучше соблюдать пост так, а не иначе, но это было сделано для того, чтобы отличить нас от монофизитов, с которыми тогда, в VII веке, в православной церкви было очень сильное смешение, особенно это касалось армян. Поэтому специально были введены некоторые обычаи, чтобы отличить православных от монофизитов. Например, были введены сплошные седмицы: в неделю о мытаре и фарисее раньше был небольшой пост, а теперь сплошная седмица, а вместо одной из недель Великого поста мы получили Масленицу. Зато сам Великий пост перенесся на субботу и воскресение, и теперь у нас в субботу и воскресение больше ограничений, чем это было раньше. Вот такой мы получили устав пощения. Но это уже тоже было давно, в VII веке.
Итак, мы завершили одну седмицу поста. За это время мы, вероятно, еще не успели полностью привыкнуть к тому, чтобы жить, соблюдая пост. За неделю к этому, действительно трудно привыкнуть. Но мы должны были привыкнуть к этому психологически, пусть организм еще не вполне привык.
И очень важно, чтобы на второй седмице мы не рассеивались. Прежде всего, это важно духовно, потому что на первой седмице, когда мы ходим слушать канон, когда мы чаще бываем в церкви, у нас больше возможностей думать о Боге, думать о спасении своей души, думать обо всем, о чем говорит церковь.
Но за счет чего это количество возможностей на первой седмице увеличивается? За счет того, что мы не делаем своих обычных дел. Мы совершенно сознательно ради этого разгребаем свои прочие дела, отвлекаемся от своей обычной жизни, чтобы больше внимания уделить церкви. В какой-то степени это должно быть верным для всего времени Великого поста. Но мы не можем все недели Великого поста проводить одинаково. И потому, неизбежно, фактически уже со второй седмицы, мы должны вернуться к какому-то своему обычному режиму, когда мы больше занимаемся делами по работе, по учебе, по дому, то есть обычными своими обязанностями, которые у всех у нас разные, однако у всех они есть.
Естественно, что мы начинаем больше отвлекаться, меньше сосредотачиваться на том, для чего существует пост. Мы привыкаем поститься, и постепенно мы начинаем жить в посту так, как мы жили и до этого. Поэтому пост проходит очень быстро: не успеем оглянуться, как наступила Страстная седмица, Пасха — и всё, и поста как не бывало. И опять прошел год, потерян.
Как сделать, чтобы этого не было? Прежде всего, надо стараться в течение Великого поста, начиная со второй седмицы, продолжать соблюдать пост так же строго, как мы его соблюдали на первой седмице. Если кто-то совсем не ел на первой седмице, то не надо так же строго, а если кто-то ел каждый день на первой седмице, то примерно вот так его и надо соблюдать и, по возможности, соблюдать сухоядение.
Это, конечно, касается людей, достаточно здоровых. Нездоровых людей это касается в той мере, в которой здоровье им позволяет. Потому что это будет нас все время как-то ограничивать в нашей обычной жизни, отвлекать от нашей обычной жизни. Собственно говоря, пока я не молюсь, рассеиваюсь, то у меня начинается и голод, и еще что-нибудь такое, постороннее, и вообще я плохо себя чувствую.
Другое дело, если я стараюсь молиться и сосредоточиться, если я стараюсь все время готовиться к причащению Святых Христовых Таин (а по возможности, конечно, надо причащаться на неделе, в будни дни, в продолжение всего Великого поста). Конечно, не все имеют такую возможность, но если есть, то надо ее использовать. Тогда все будет по-другому восприниматься, чувство голода возникать не будет, и будет гораздо меньше рассеянности.
Надо понимать, что такая непереносимость поста очень у многих связана не с физическим их состоянием, а с психологическим состоянием. Это бывает, когда человек впадает в грех уныния, именно в грех уныния, а не печали. (Унынием в святоотеческой терминологии называется не то, что мы по-русски сейчас называем унынием, а вот такое рассеяние ума, любопытство, когда хочется уже, наконец, чего-то дождаться, неважно чего, того, чего сейчас нет; мы смотрим, сколько там осталось времени, нам неинтересно заниматься тем, чем мы должны заниматься, мы хотим заниматься чем-то следующим; вот так мы начинаем скакать мыслями и нас накрывает голод.) Пост именно тем и хорош, что он помогает бороться с унынием. Но я, конечно, говорю о здоровом человеке.
Когда с нами это происходит, мы замечаем, что появилось чувство голода, какое-то недовольство, какой-то дискомфорт, мы можем тогда опять помолиться, опять сосредоточиться, опять про себя внутренне сказать: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешнаго”, и все это, действительно, проходит, и мы сосредотачиваемся внутренним оком души на Боге, а непосредственно сосредотачиваемся на тех делах, которые мы в данный момент должны совершать, то есть на своих прямых житейских обязанностях.
Поэтому так важно продолжать хранить пост в течение всех последующих недель Великого поста. И, конечно, важно стараться причащаться за литургией Преждеосвященных даров. Это важно и само по себе, чтобы готовиться к причастию и в особенном внимании проводить также и будние дни Великого поста. Это важно потому, что литургия Преждеосвященных даров служится вечером, и день, когда мы причащаемся, он оказывается, хоть и проведен в каких-то наших обычных трудах, но специально посвящен Богу. Если мы не будем молиться и настраиваться на встречу с Богом вечером этого дня, нас будет тогда тяготить то, что целый день проходит без еды. Если же мы настраиваемся и сосредотачиваемся на том, что нас вечером ждет встреча с Богом, то нам совершенно нетрудно и даже незаметно оставаться в течение всего дня без еды.
Конечно, я говорю о людях, у которых нет тех болезней, при которых им приходится чаще есть. Я все время оговариваюсь, потому что люди, в этом смысле, очень разные. Если есть эти болезни, то тогда не надо совсем оставлять себя без еды, а можно есть соответственно потребности, которые внушает эта болезнь.
Поэтому сейчас мы, в субботу и воскресение прохождения Великого поста, имеем, конечно, не перерыв, потому что пост, все-таки, продолжается, но передышку. Надо ей воспользоваться. Для чего надо ей воспользоваться? Чтобы собраться с силами и отдохнуть? — Безусловно, но не только. А еще для того, чтобы собраться со вниманием. Потому что самые главные силы, которые мы должны собрать — это не телесные наши силы, а душевные, из которых первой является внимание. Внимание для того, чтобы и вторую неделю стараться проходить с такой же старательностью и с таким же вниманием, как и первую. И стараться не давать себе без нужды каких-то поблажек в прохождении Великого поста.
Аминь.